Продолжая тему доверия...
Рассуждения о массовости, доверии и безбумажных технологиях
… поднятую в колонке редактора, хотелось бы обратить внимание на следующий факт.
Практически у каждого есть теперь или кредитная, или дебетовая карта какой-нибудь популярной глобальной платежной системы. Многие используют эту карту для совершения онлайновых платежей (по крайней мере мне приходилось делать это несколько раз). При этом мало кто задумывается о всех правилах и возможностях платежной системы. Например, о том, что зная фамилию и имя владельца, номер и срок действия карты, магазин может снять с карты деньги уже без подтверждения владельца (очень часто номер могут попросить для подтверждения существования человека – например, при бронировании гостиниц, а деньги снять “случайно” или намеренно много позже). Или, напротив, о том, что любой платеж по карте может быть владельцем достаточно просто отменен. И т.д.
Человек пользуется электронными платежами потому, что это удобно; он не вдается в детали, т.к. уверен, что все детали продуманы и отлажены за многие годы работы платежной системы и если что-то случится, то обязательно найдется возможность найти концы. Пользователь доверяет электронным платежам и платежной системе.
Точно так же сейчас есть недоверие электронным документам — в т.ч. потому, что нет годами отлаженной работы обмена электронными документами, которая бы включала в себя не только технологии, но и свод правил, опиралась на законы и подзаконные акты, защищающие всех заинтересованых лиц.
Через годы пользователь – одиночный или корпоративный – подключаясь к подобной системе, скорее всего, не будет особо задумываться о возможных подводных камнях использования электронных документов. Просто ему будет так удобнее.
Комментарии 4
- электронные платежи - дело, как правило, добровольное, в то время как СЭД обычно является корпоративной системой и людям так или иначе приходится с ней работать;
- некоторые платежные системы предоставляют более высокую степень защищенности, чем описана здесь (например, для совершения платежа в системе "Яндекс-деньги" требуется явное подтверждение пользователя), а что делать с "Бомбой формата doc" в электронных документах - непонятно...
Т.е. может быть проблема в том, что мы пытаемся делать значимыми неструктурированные документы, для которых абсолютно невозможно придумать универсальную процедуру их обработки и использования? Может быть, самый простой выход - структурировать документы и операции над ними, уйти от огромного множества форматов и использовать четко заточенные под конкретные операции (например, договор - один формат, заказ - другой и т.д.)?
Честно говоря, мне кажется, у этого подхода неплохие шансы.
[В конце концов, информацию из ERP-систем налоговики считают вполне достоверной при проведении своих оперативных мероприятий.]
Ключевое в это моменте думаю то, что "нет ГОДАМИ отлаженной системы". Т.е. опять дело привычки :)
Получается, что основная составляющая доверия - это степень известности, привычности. Человек доверяет известным технологиям (первый раз кредитной картой тоже пользуешься с опаской), знакомым людям (думаю даже ЭЦП знакомого лично человека воспримется легче) и т.д.
Что касается возможности структурировать все документы, то что-то слабо мне в это верится. Основание? Найдите хотя бы одну не модифицированную при внедрении ERP-систему или хотя бы 2 одинаковых шаблона договоров на одну тему в разных организациях. Люди не роботы, так или иначе они мыслят по-разному, а потому неструктурированные документы еще будут долго жить. И в электронном виде придется работать с ними.
А привычка - совсем другое дело. В конце концов, доверят же люди сейфам, несмотря на все их слабости ко взлому.