Наверх

Продолжая тему доверия...

Время чтения: 2 минуты
4
Продолжая тему доверия...

Рассуждения о массовости, доверии и безбумажных технологиях

… поднятую в колонке редактора, хотелось бы обратить внимание на следующий факт.

Оригинал: flickr.com, by szlea.
https://www.flickr.com/photos/shawnzlea/527857787/Практически у каждого есть теперь или кредитная, или дебетовая карта какой-нибудь популярной глобальной платежной системы. Многие используют эту карту для совершения онлайновых платежей (по крайней мере мне приходилось делать это несколько раз). При этом мало кто задумывается о всех правилах и возможностях платежной системы. Например, о том, что зная фамилию и имя владельца, номер и срок действия карты, магазин может снять с карты деньги уже без подтверждения владельца (очень часто номер могут попросить для подтверждения существования человека – например, при бронировании гостиниц, а деньги снять “случайно” или намеренно много позже). Или, напротив, о том, что любой платеж по карте может быть владельцем достаточно просто отменен. И т.д.

Человек пользуется электронными платежами потому, что это удобно; он не вдается в детали, т.к. уверен, что все детали продуманы и отлажены за многие годы работы платежной системы и если что-то случится, то обязательно найдется возможность найти концы. Пользователь доверяет электронным платежам и платежной системе.

Точно так же сейчас есть недоверие электронным документам — в т.ч. потому, что нет годами отлаженной работы обмена электронными документами, которая бы включала в себя не только технологии, но и свод правил, опиралась на законы и подзаконные акты, защищающие всех заинтересованых лиц.

Через годы пользователь – одиночный или корпоративный – подключаясь к подобной системе, скорее всего, не будет особо задумываться о возможных подводных камнях использования электронных документов. Просто ему будет так удобнее.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 4

Андрей Подкин 5 сентября 2007
Между использованием электронных платежей и электронных документов есть ряд существенных отличий. Например:
- электронные платежи - дело, как правило, добровольное, в то время как СЭД обычно является корпоративной системой и людям так или иначе приходится с ней работать;
- некоторые платежные системы предоставляют более высокую степень защищенности, чем описана здесь (например, для совершения платежа в системе "Яндекс-деньги" требуется явное подтверждение пользователя), а что делать с "Бомбой формата doc" в электронных документах - непонятно...

Максим Галимов 5 сентября 2007

Т.е. может быть проблема в том, что мы пытаемся делать значимыми неструктурированные документы, для которых абсолютно невозможно придумать универсальную процедуру их обработки и использования? Может быть, самый простой выход - структурировать документы и операции над ними, уйти от огромного множества форматов и использовать четко заточенные под конкретные операции (например, договор - один формат, заказ - другой и т.д.)?

Честно говоря, мне кажется, у этого подхода неплохие шансы.

[В конце концов, информацию из ERP-систем налоговики считают вполне достоверной при проведении своих оперативных мероприятий.]

Елена Истомина 5 сентября 2007

Ключевое в это моменте думаю то, что "нет ГОДАМИ отлаженной системы". Т.е. опять дело привычки :)

Получается, что основная составляющая доверия - это степень известности, привычности. Человек доверяет известным технологиям (первый раз кредитной картой тоже пользуешься с опаской), знакомым людям (думаю даже ЭЦП знакомого лично человека воспримется легче) и т.д.

Что касается возможности структурировать все документы, то что-то слабо мне в это верится.  Основание? Найдите хотя бы одну не модифицированную при внедрении ERP-систему или хотя бы 2 одинаковых шаблона договоров на одну тему в разных организациях. Люди не роботы, так или иначе они мыслят по-разному, а потому неструктурированные документы еще будут долго жить. И в электронном виде придется работать с ними.

Андрей Подкин 5 сентября 2007
Я бы не стал сильно надеяться на структурированность. Если взять, скажем, форматы OpenDocument или MS Office Open XML, то их тоже можно считать в какой-то мере структурированными (раз они основываются на XML). Но это ничего для них не меняет.
А привычка - совсем другое дело. В конце концов, доверят же люди сейфам, несмотря на все их слабости ко взлому.
Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь