Регионы тормозят внедрение е-госуслуг
Успешное развитие страны в любом направлении во многом определяется региональным уровнем. Однако внедрению электронных госуслуг в большей части регионов мешает общее отставание ИКТ-инфраструктуры.
Обзор ИКТ в органах госвласти России 2008
Елена Баканова
Успешное развитие страны в любом направлении во многом определяется региональным уровнем. В пятерку лидеров развития электронного управления в России входят Чувашия, Москва, Санкт-Петербург, Карелия и Томская область. Однако внедрению электронных госуслуг в большей части регионов мешает общее отставание ИКТ-инфраструктуры. Это касается как технического оснащения, так и стратегии использования ИКТ.
В любом государстве сосуществуют элементы двух противоборствующих систем: политической, ориентированной на конкурентный характер принятия решений и вовлечение граждан в управленческий процесс, и административной, которая ставит своей целью выстраивание эффективной «вертикали власти».
Использование в практике органов государственной власти современных ИКТ должно способствовать, прежде всего, обеспечению доступа граждан к достоверной официальной информации, созданию новых возможностей для взаимодействия органов власти между собой, населением, бизнесом, институтами гражданского общества, и в то же время предполагает значительное повышение эффективности и качества государственного управления.
Новые возможности взаимодействия с государством
В теоретической модели e-government ее сущность представляется как двусторонний обмен данными между населением и ведомствами, при котором граждане имеют право влиять на работу госструктуры, что не только существенно экономит их время, но и значительно повышает эффективность и качество работы государственных организаций. Важной характеристикой использования ИКТ при взаимодействии региональных органов власти с населением и организациями является наличие у данных органов власти веб-представительств – официальных сайтов или порталов.
Использование интернет-ресурса для коммуникаций с потребителями государственных услуг формирует совершенно новую систему взаимоотношений органов власти и граждан. Развитие веб-присутствия проходит несколько стадий: от создания информационного портала до интерактивного присутствия (с возможностью скачивать и заполнять формы, и многочисленными дополнительными возможностями информирования) и транзакционного взаимодействия (предполагающего двусторонние отношения для осуществления всей транзакции с использованием интернета). Стадия максимального сетевого присутствия определяется наличием специальных инструментов и возможностей для вовлечения граждан в обсуждение и принятие решений – веб-форм для комментариев, инструментов он-лайновых консультаций с населением, дискуссионных форумов по вопросам политики и действий органа власти, он-лайновых опросов, возможностей получать ответы по электронной почте или через веб-формы и подписаться на получение информации по электронной почте.
Информационный
портал государственных услуг Нижегородской области
(источник: Администрация Нижегородской области)
Ни функциональность, ни информативность сайта не может быть реализована в полной мере без интерактивности. Интерактивность — одно из самых существенных отличий интернет-ресурсов от других ресурсов ИКТ и способов подачи информации. Он позволяет не только довести до посетителя какую-либо информацию, но и предоставить практически любые сведения по его персональному запросу, узнать реакцию на материалы сайта, организовать диалог. Посетитель сайта чувствует себя полноправным участником процесса формирования информационного материала. Его мнение не только будет услышано, но и открыто широкой интернет-общественности.
Именно поэтому чрезвычайно важно наличие на государственных порталах таких интерактивных сервисов как многофункциональные поисковые системы, тематические форумы, возможности проведения голосования и анкетирования онлайн, подписки на рассылку и так далее. Чрезвычайно востребована также возможность отправлять в государственные учреждения электронные формы вместо бумажных носителей, что значительно упрощает взаимодействие для конечного потребителя государственной услуги.
Одним из наиболее развитых регионов в области использования ИКТ в государственном и муниципальном управлении является республика Чувашия. Ее веб-представительство регулярно получает наиболее высокие оценки при обследовании по методологии исследования зрелости региона в области электронного управления ООН1.
Портал органов
власти Чувашской Республики
(источник: Правительство Чувашской Республики)
Администрации города Чебоксары (Чувашская республика) на своем официальном сайте2 предоставляет не только всю необходимую информацию о своей работе, работе Администраций районов, отделов и городских служб, координаты и номера телефонов, но и ряд интерактивных сервисов, например, популярную услугу on-line -приемной.
В пятерку лидеров развития электронного управления среди регионов входят3 также Москва (6,12), Санкт-Петербург (5,4), Республика Карелия (5,22) и Томская область (4,53). Помимо достаточно высоких показателей доступа к ИКТ органов власти, все перечисленные регионы отличаются активным использованием интернета для взаимодействия с населением и организациями.
Препятствия на пути распространения электронного взаимодействия с населением
Несмотря на все обозначенные преимущества, вопрос оказания государственных электронных услуг гражданам и бизнесу по-прежнему остается открытым. Основной проблемой является общее отставание ИКТ-инфраструктуры во многих регионах. Далеко не везде органы государственной власти имеют адекватное их задачам техническое оснащение, в особенности это касается муниципальных структур. Кроме того, отсутствует четкая стратегия использования ИКТ в большинстве регионов и муниципальных образований России.
Сами государственные служащие отмечают такие проблемы как недостаточное взаимодействие различных министерств и ведомств по вопросам формирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, недостаточное развитие нормативно-правового регулирования и организационно-методического обеспечения процессов информатизации, отсутствие нормативов по расчетам затрат для обоснования бюджетных расходов на внедрение, эксплуатацию, развитие информационных систем, дефицит ИТ-специалистов в регионах, недостаточное понимание важности вопросов финансирования сферы информатизации руководителями органов государственной власти и местного самоуправления.
По многим оценкам, в России до сих пор в рамках процесса информатизации чаще всего осуществляется скорее автоматизация ведомств, выражающаяся в оснащении компьютерами и оргтехникой и иногда в создании единой информационной системы. При этом гражданин в качестве электронной услуги получает лишь возможность ознакомиться с порядком работы ведомства и нормативными актами, регламентирующими его деятельность. Использование веб-представительств в интернете также не является пока широко применяемым инструментом взаимодействия с потенциальными потребителями государственных услуг для российских региональных органов власти.
Успешное развитие страны в любом направлении во многом определяется региональным уровнем. Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед правительствами современных российских регионов, должно стать расширение собственных информационных и коммуникативных возможностей и стимулирование ИТ-проектов. Их результатом станет улучшение политического климата в интересах всех слоев гражданского общества.
1. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2005-2006. – Институт развития информационного общества 2007
2. https://gov.cap.ru/main.asp?govid=81
3. Индекс использования ИКТ в государственном и муниципальном управлении
Источник: CNews
Комментарии 2
Автор пишет: "...отсутствует четкая стратегия использования ИКТ в большинстве регионов и муниципальных образований России". Для объективности, следовало бы добавить, что такой стратегии нет и у федералов, о чем, кстати, недавно говорил Президент. Точнее, концепций разных напринимали немеряно, но, как говорится, - не успели мы реализовать одну концепцию, как не успели выполнить и следующую…
Так вот почему, вероятно, по заявлению Д.Медведева так и не заработал единый портал государственных и муниципальных услуг - "регионы тормозят" :). Ну и о том, почему у стратегии развития информационного общества до сих пор отсутствует план реализации, в свете этого тоже нетрудно догадаться.