Руководитель, новое время, ИТ далее
Руководитель, новое время, ИТ далее
До недавних пор считалось, что должность руководителя муниципальной бюджетной организации защищеннее и устойчивее, чем в какой-либо коммерческой структуре. Причин несколько: и финансирование из местного бюджета расходов на обеспечение деятельности, и наличие вышестоящих организаций, принимающих все ключевые решения, в связи с чем не надо изобретать велосипед — только обеспечивать выполнение решений.
Всегда был и административный ресурс (администрация, департамент, управление и т. п.), обеспечивающий и поддерживающий деятельность организации в любых сложных условиях. Тем более что сама организация решала социальные задачи (медицина, соцобеспечение, школьное/дошкольное образование и т. п.) и, следовательно, необходима для общества.
Про лояльность по отношению к учреждению и его руководителю со стороны госструктур я уж и не говорю.
Несколько десятилетий действующей системы управления сформировали стиль поведения руководителей бюджетных организаций: передача ответственности за принятие большинства значимых для организации решений выше — в управление, администрацию, комитет и т. п. и гарантии жизнедеятельности по своему профилю без особых потрясений.
Однако в последние годы положение дел изменилось под влиянием ряда факторов.
Прежде всего, конечно, рыночная экономика, в условиях которой работают все организации. Это, безусловно, тема не для одной диссертации, но влияние этого фактора — самое существенное на изменение условий работы организаций и их руководителей!
Далее шла административная реформа. Основной ее целью заявлялось повышение эффективности управления на всех уровнях, включая и отдельно взятые организации. Цель в полной мере пока не достигнута даже на федеральном уровне, чему свидетельство, например, хотя бы недавнее Распоряжение правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 1096-р, цитирую:
«Создать … рабочие группы:
… по вопросам оптимизации структуры и функций федеральных органов … а также подведомственных им … служб, … агентств и иных организаций.
… по вопросам оптимизации предельной численности работников …
… по вопросам стандартизации и регламентации исполнения… функций и… услуг»
Я думаю, любому руководителю государственного и муниципального уровня понятно по тексту постановления, что вопросы оптимизации структуры и функций, численности работников, стандартизации и регламентации услуг будут также обозначены и на их уровнях…
Кризис, вызвавший сокращение финансирования деятельности бюджетных структур, еще одно основание не «ждать милостей от природы» (И.Мичурин) в лице государства, администраций, управлений и т. п. Во-первых, по причине недостаточной эффективности этого управления, на которое, возможно, полагаются (см. распоряжение правительства№ 1096-р выше). Ну, а во-вторых, Мичурин дал совершенно определенный совет на этот счет — «взять их … — наша задача!»
Осознавая совокупность внешних факторов и обстоятельств, руководителям необходимо в корне изменить подходы к управлению процессами в государственных и муниципальных структурах. Для того, чтобы быть успещными, обеспечить выживание своей организации, расти как управленцу и иметь личные будущие перспективы.
На смену умениям исполнять, получать и распределять, просить и ждать приходят иные. Уже не приходится рассчитывать на централизованное финансирование, рекомендации, указания, распоряжения в расчете на их продуманность и целесообразность. Необходимо самому проявлять инициативность, креативность, активность, прогнозировать и предвидеть ситуации. А еще важно желание управленцев обретать необходимые им знания и умения («учиться, учиться и еще раз …»).
Спектр прикладных знаний, умений и управленческих решений определяется адекватностью анализа ситуации. А объективный анализ возможен лишь при получении полной и достоверной информации, что определяется умением и возможностями собирать информацию, используя все доступные источники, перерабатывать ее и использовать для принятия управленческих решений. Информационные технологии (ИТ), включая интернет, электронную почту, электронный документооборот и т. п. при этом — огромное подспорье в работе. Равно как и обучение в целом. Приведу ряд конкретных примеров.
Пример 1. Новая система оплаты труда бюджетников. Используя тот же Интернет, электронную почту, вы сможете узнать о коллегиальном обсуждении этой же проблемы в других регионах и муниципалитетах, сравнить и оценить опыт и эффект применения как частных, так и отраслевых решений в иных регионах и муниципалитетах и разрешение проблем, подобных вашим. И даже поучаствовать в интернет-форумах при обсуждении, получить ответы на вопросы. А еще — отправить обращение через интернет-приемную в любую из властных структур (министр, президент, руководитель), обозначив проблему или дав предложения. Предпринимать что-либо или оставить как есть и уповать на «авось» — будет лично ваше управленческое решение.
Пример 2. Ввод в действие закона 152 ФЗ «О персональных данных». Допустим вы даже что-то слышали и получали на руки приказ вашего управления (комитета) «обеспечить выполнение». Но при этом вы не знаете, что же конкретно надо сделать, даже вчитываясь в объемные документы ФСТЭК по техническим мерам защиты. Тот же интернет позволяет познакомиться с опытом других регионов и отраслевыми решениями. И с мнением, кстати, Роскомнадзора по вопросу защиты персональных данных в информационных системах: «… методология является сложной организационно и финансово обременительной… В первую очередь, это относится к — детским садам, школам, больницам». Роскомнадзор считает необходимым внести изменения в перечень информации и методологию защиты для снижения финансовых издержек. Но при этом — ужесточить ответственность Операторов при неприменении мер защиты.
Вывод — яблоню все-равно надо трясти, хотя яблоки выглядят недоступными: требовать принятия программы действий на уровне вашего муниципалитета, методической поддержки, определяться со средствами, которые будут необходимы (ожидаемый вброс неосвоенных до конца года бюджетных средств, урезание бюджета на будущий год и т. п.). А цена вопроса, кстати, может быть немалой — от нескольких десятков тысяч до 1-2 млн рублей в зависимости от инфраструктуры и требуемой защиты. Предпринимать разумно допустимые меры по защите персональных данных в любом случае необходимо. Собрав опыт по публикациям, форумам, итогам обмена мнениями. Простое ожидание решения сверху в данной ситуации — уже не просто бездействие вас, как руководителя и ваших юристов и финансистов, но и административное нарушение с точки зрения того же Роскомнадзора.
Пример 3. Закон 8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления «. Познакомившись с текстом закона из любого доступного источника любой руководитель и юрист обнаружат, что речь в нем об информации, созданной «в пределах своих полномочий государственными органами, … органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления». Т.о. любая организация государственного и муниципального уровня подпадает под действие закона и ее руководителю необходимо подумать о средствах и способах предоставления информации при запросах (ревизия ресурсов, создание электронных архивов для минимизации дальнейших издержек, организация работы по учету обращений и т. п.). А еще, в соответствии с требованием о необходимой информации, размещаемой в Интернет, надо принять меры по регулярной публикации данных на ведомственном ресуре, портале муниципального (регионального органа), наконец, своем собственном. Невыполнение данного закона влечет административные санкции уже со стороны прокуратуры.
Более детальные программы действий по каждой из рассмотренных в примерах ситуаций — тема иных обсуждений. Моя задача была для начала лишь показать, как те же ИТ помогают принимать управленческие решения и снижать риски бездействия при наличии встречного интереса разрешать ситуации. С экономией времени, сил и средств.
Президент Д. Медведев аргументировал уже роль ИТ для государственного управления: «Или учись, или, что называется, „до свидания“».
Комментарии 3
В целом - актуально. По пунктам
Наталье: есть основания говорить о том, что вы предупреждали, но от вашего мнения отмахнулись. Хотя вы оказались правы. Не исключено, что по 8 ФЗ будет аналогично.
1 из причин, на мой взгляд, это - пассивность руководителей. Может учить проектному управлению, риск-менеджменту, теории принятия решений и т.п.? :)
У поста несколько посылов: о личности руководителей, воспитанных прежней системой, о рисках нового времени, требующих определенных действий и принятия решений, о важной роли ИТ для принятия решений руководителями И. Т. далее :). И все - взаимосвязано, так как чтобы ИТ работали в конкретной ситуации для руководителя, нужно желание, понимание и т.п.