Рынок BPM в 2024 году: высокая конкуренция, дьявол в деталях и запрос на искусственный интеллект
Константин Истомин, исполнительный директор Directum, рассказал, что средний и крупный бизнес ждет от современных российских BPM-систем.
Какие изменения происходят на рынке BPM сейчас? Какие тенденции наиболее заметны и влияют на рынок?
В целом ECM/BPM-приложения — это то, что нужно для гибкости и непрерывности работы компаний. Поэтому интерес к ним не снижается. Наоборот, мы наблюдаем рост запросов от заказчиков.
Компании осторожны с бюджетами, каждый проект оценивают строже, а сроки выставляют жестче. Зеленый свет получают решения, которые могут дать бизнесу понятный результат: экономию денег, сокращение затрат за счет улучшения внутренних процессов. И всё с обязательным условием импортонезависимости.
Для заказчиков важен не класс ПО, а способность решать конкретные бизнес-задачи. Поэтому нет запросов на «чистый» BPM. Эта ниша сливается с рынками ECM, CRM, ITSM и low-code-платформ, где-то даже с ERP-платформами.
Тем временем российский ИТ-рынок переживает определенную турбулентность, уходят одни игроки, появляются новые. Новички упирают на «современность», дизайн от известной арт-студии, трендовые подходы к организации баз данных и т. д. Клиентам трудно принять решение: отдать предпочтение уже обкатанным платформам или все-таки свежим приложениям и ввериться новым игрокам.
Сложность в том, что поверхностно продукты кажутся одинаковыми: у всех есть визуальный конструктор форм, процессов, отчетов, справочников, мобильные приложения, инструменты интеграции, кроссплатформенность. Дьявол, как обычно, кроется в деталях. Нужно смотреть на такие нюансы, как масштабируемость, стабильность, удобство обновления, поддержки доработок и т. д.
Константин Истомин, Directum: «Задача вендоров — показывать качество российского ПО» BPM относится к сегменту бизнес-приложений, где есть ряд хороших отечественных продуктов, для заказчика всегда есть выбор. И уже чувствуется высокая конкуренция, которая приводит к ценовым войнам вендоров.
Есть ли проблемы с текущим использованием иностранных систем?
Даже если проблемы есть, то они решаемы. Компании либо продолжают пользоваться «замороженным» ПО, либо их выручает параллельный импорт в каком-то виде. Есть примеры передачи интеллектуальных прав и быстрое мимикрирование в отечественную разработку.
BPM-системы с сильной функциональностью моделирования процессов, например, ARIS, которые потребовали замены в рамках импортозамещения, применяются крупными организациями и не сильно распространены. При этом если продукт был внедрен, скорее всего он продолжает работать.
В целом продукты, которые западные аналитики называют лидерами в сегменте BPM, типа BizAgi, Pegasystems, Oracle BPM Suite, не особо были на слуху в России, за исключением Creatio, пожалуй. Если говорить о смежных сегментах типа CRM с SalesForce, то здесь потребителями был сектор среднего бизнеса, где умеют быстро адаптироваться и процессы более гибкие.
Соответствуют ли российские BPM-продукты требованиям заказчиков?
Для заказчиков по-прежнему важен не класс ПО, а способность решать конкретные бизнес-задачи. Нет запросов на «чистый» BPM. Можно сказать, что эта ниша сливается с рынками ECM, CRM, ITSM и low-code-платформ, где-то даже с ERP-платформами.
В критериях выбора поставщика в энтерпрайз-секторе на первый план вышли надежность, ориентация на развитие, по платформе — гибкость и масштабируемость. Последний фактор стал вызовом для российских разработчиков. Слабость универсальных BPM-платформ проявляется в недостаточной зрелости и готовности к стабильной работе с учетом требований корпораций по непрерывности бизнеса. Универсальность работы с процессами, на которую они изначально затачивались, усложняет реализацию этих требований.
Разделяй и властвуй: какую работу передать аналитику, а что оставить разработчику при использовании no-code/low-code? Кроме того, важный момент — так называемая антихрупкость. Необходимо сделать так, чтобы при настройке и доработке у клиента систему не «сломали» случайно. Это очень актуальная тема, именно в связи с широким применением в BPM-системах low-code-подходов. Снижается порог входа для тех, кто вмешивается в настройку ИС — то есть это могут быть просто бизнес-пользователи, люди без специальной ИТ-подготовки.
Поэтому важно найти баланс между предоставляемыми инструментами, гибкостью системы и ее устойчивостью к изменениям. Не все разработчики доросли до понимания этой пробелы и озаботились ее решением.
Что ждет рынок в 2024 году?
Мы оцениваем возможный рост совокупного рынка ECM/BPM в 15%. Будут востребованы цифровые решения и технологии, которые ускоряют бизнес-процессы, исключают консервативные барьеры, помогают эффективно работать командам, снижают объемы ненужных ручных операций. Поставщикам нужно доказывать качественное развитие и реальный эффект от вложений в ИТ. Высокая конкуренция и ценовые войны скорее всего продолжатся.
С появлением ChatGPT и развитием ИИ-технологий появляются новые возможности генерации текстов документов, проектов задач/поручений и т. д. Такие помощники через несколько лет станут привычными, как подбор лучшего маршрута в навигаторе в обход пробок.
Нужно оценивать спрос в ИТ-сфере сегментированно. В экономике отдельные отрасли среднего бизнеса сейчас получают развитие, они быстрее реагируют на изменения, могут воспользоваться открывшимися нишами и возможностями. Соответственно, растущие компании начинают искать для себя новые инструменты цифровизации. Этот сегмент можно оценивать как драйвер рынка, но это не самая большая его часть.
Крупный бизнес медленнее раскачивается и будет медленнее выходить из кризисных ситуаций, спровоцированных внешними факторами. Кроме того, именно крупный бизнес страдает из-за санкций и фокусируется на импортозамещении.
Большие бюджеты уже потрачены на инфраструктурные задачи импортозамещения, существует тенденция общей экономии, эти факторы наоборот тормозят новые ИТ-проекты.
Назовите актуальные технологические тренды в развитии BPM-систем
Актуальные тренды не сильно изменились с прошлого года: интеллект, уход от чистого BPM, чат-боты и разные средства коммуникации с пользователями, Process Mining.
Как продолжение тренда размытия BPM, можно отметить развитие в сторону непроцессных моделей управления, тот же Гартнер выделяет квадрант для управления портфелями (BPM-Platform-Based Case Management Frameworks).
Когда компаниям нужно быстро гибко адаптироваться, ярко проявляется слабость зацикливания на одной методике, в том числе на процессных методах. Невозможно взяться за оптимизацию всех процессов враз.
При этом жесткий процесс без потери управляемости можно декомпозировать и на отдельных этапах для повышения эффективности работы команд использовать другие методики. Например, гибкое управление через канбан-доски или case management. И наоборот, поверх процессов может применять быструю гиперавтоматизацию и RPA.
Directum вошел в тройку крупнейших поставщиков BPM-систем в России по итогам 2022 года (по версии cnews.ru)
Назовите перспективные направления развития таких решений в будущем.
Точно будет актуален интеллект. Уже сейчас можно назвать эффективным применение умного распознавания контента (отправка на сервис и получение готового преобразованного текста с извлеченными реквизитами). А новый тренд — серьезное развитие генеративного ИИ. С появлением ChatGPT и аналогичных технологий появляются новые возможности генерации текстов документов, проектов задач/поручений и т. д. Такие помощники через несколько лет станут привычными, как подбор лучшего маршрута в навигаторе в обход пробок.
Есть ли в России интеллектуальное ПО для обработки корпоративного контента Учитывая наши компетенции в ИИ, мы смотрим на перспективу шире — на общую интеллектуализацию управления, устранение рутины и развитие умных цифровых помощников. ИИ может подсказывать оптимальную маршрутизацию, выбирать, например, менее загруженного или более компетентного сотрудника по теме.
Process mining — это технология для анализа сложных процессов в крупных компаниях, когда уже ни один аналитик не в состоянии понять зависимости, и не получается целиком описать ситуацию обычными методами. Данные сводятся из разных систем — ECM, BPM, CRM, MES, биллинга, логов операционных систем и т. д. Говорить, что Process mining должен быть прерогативой BPM, — спорный тезис. Это скорее слой над системами. Это дорогие проекты, в них много работ не только по анализу результатов, но и по сбору, классификации, сведению данных, выстраиванию логики.
Комментарии 0