Система мониторинга на предприятии. Какую выбрать и для чего она нужна
Цифровые компании переводят в электронный вид процессы всех подразделений. Часто для каждого направления применяются специализированные решения. Отслеживать их состояние вручную бывает невозможно, и тогда на помощь приходят системы мониторинга.
Цифровые компании переводят в электронный вид процессы всех подразделений. Часто для каждого направления применяются специализированные решения. Отслеживать их состояние вручную бывает невозможно. И тогда на помощь приходят системы мониторинга.
Что такое системы мониторинга на предприятии
Внутреннее и внешнее взаимодействие в цифровой компании выстраивается в единую экосистему. Чем сложнее организован ИТ-ландшафт предприятия, тем большим рискам будет подвержен бизнес из-за сбоев в работе корпоративных информационных систем (ИС).
Данные о доступности компонентов ИТ-инфраструктуры становятся важными не только для специалистов департамента информационных технологий, но и для бизнес-пользователей разных уровней:
- руководителю высшего звена необходима картина производительности в целом;
- менеджерам требуется оперативно выявить проблемы для уменьшения негативных последствий;
- системным администраторам и инженерам – обнаружить исходные факторы, которые привели к сбою.
Когда на предприятии применяются ИС разных классов (ERP, CRM, ECM, HRM, BPM), отслеживание информации о загрузке устройств и оборудования, времени отклика приложений и причинах возникновения сбоев в работе систем становится сложной и трудоёмкой задачей.
Парадоксально, но, если вы устали управляться с «зоопарком систем», возможно, вам следует завести ещё одну. |
Для выявления и предупреждения неполадок в цифровых бизнес-процессах используются специализированные системы мониторинга, которые собирают данные о показателях производительности в реальном времени и осуществляют анализ исторических данных.
Какими бывают информационные системы мониторинга
С технической точки зрения современные системы мониторинга закрывают множество задач:
С точки зрения управления мониторингом можно выделить несколько подходов:
- «зонтичная система» – автоматизированная консолидация информации из разрозненных систем мониторинга для формирования целостной картины о работе всех ИС предприятия и выявления причинно-следственных связей с возможностью быстрого отображения исходной причины сбоя работы;
- «аналитика аномалий» – информация о событиях, метрики и логи централизовано собираются из разных систем мониторинга, хранятся необходимое время и анализируются для прогнозирования и предотвращения известных сбоев;
- «управление производительностью приложений» – контроль доступности и производительности сервиса приложений для ускорения восстановления работоспособности.
Что учесть при выборе системы для мониторинга и контроля
Обратите внимание на характеристики самих систем:
- поддержка централизованного управления всеми устройствами и приложениями. Работа всей инфраструктуры современного предприятия тесно связана, отказ одной ИС может привести к сбою в работе других;
- возможность мониторинга различных параметров: от температуры в серверной комнате и состояния источников питания до времени отклика облачного приложения и пропускной способности интерфейсов;
- формирование наглядной отчётности с разным уровнем детализации, ориентированной на сотрудников всех подразделений разного уровня и профиля;
- готовность системы к работе в высоконагруженных сетях. Система мониторинга – один из инструментов проактивной реакции на событие в инфраструктуре. Если она заблаговременно сообщит о приближении какого-то показателя к критическому значению, можно принять меры и не допустить сбоя в работе. Мониторинг должен обеспечивать доступность приложений для пользователей и устойчивость ИТ-инфрастурктуры в целом, бороться с неполадками, а не примкнуть к ним;
- возможность настройки аналитики для предсказания и постанализа сбоев. Для этого существует широкий набор инструментов, например, генерация топологических представлений и построение карты зависимостей;
- возможности для взаимодействия ИТ-службы. Некоторые системы мониторинга и контроля поддерживают создание рабочих групп, закрепление за ними определённых зон ответственности и быстрого обмена информацией с помощью автоматического создания заявок в техническую службу или сообщений в Slack или MS Team.
Ряд немаловажных факторов для выбора системы мониторинга определяется внутренними характеристиками самой компании:
- существующая ИТ-инфраструктура. Система мониторинга работы ПО должна быть готова к интеграции и органично вписываться в уже существующий набор ИТ-решений, обязана поддерживать сбор данных с устройств разного типа.
- бюджет. Стоимость системы мониторинга складывается не только из затрат на приобретение ПО, но и на дальнейшее развертывание, настройку и сопровождение. Иногда поставщики предлагают облачные решения, которые позволяют сэкономить на оборудовании. Кроме того, существуют полностью бесплатные аналоги систем мониторинга (например Grafana + Prometeus или InfluxDB) Есть возможность выбрать более выгодный вариант, подходящий под требования вашей компании.
- компетенции специалистов. Этот пункт тесно связан с предыдущим, поскольку любой инструмент мониторинга будет использоваться эффективно только при правильной настройке. Соответственно, нужно опираться на квалификацию ваших специалистов. Сложные системы мониторинга требуют специальных навыков, иногда может потребоваться дополнительное обучение персонала.
- потребность в вариантах доступа к системе мониторинга. Оцените, требуется ли вам мобильное приложение для удалённого доступа или веб-доступ для оперативного получения данных о состоянии систем. Или достаточно SMS, email или push-уведомлений о превышении показателей.
Своевременные системы мониторинга позволяют снижать риски простоя и сокращать время восстановления работоспособности ИС предприятия в случае сбоя. Главное – вовремя и правильно выбрать решение. |
Иллюстрация: мультсериал «Симпсоны».
Комментарии 2
Анна, спасибо за интересную статью! Добавлю, что возможные простои в цифровых бизнес-процессах могут повлечь за собой серьезные финансовые потери. А правильно подобранная система мониторинга как раз позволит избежать этого. Кроме того, она поможет снизить расходы на поддержку информационных систем предприятия. Поэтому для компаний экономически выгодно иметь такую систему.
Анна, после прочтения статьи появился вопрос. Насколько уже достаточно положительного опыта и отзывов об использовании подобных мониторинговых систем? Какие-то реальные примеры можете назвать? Просто интересно, насколько эти системы популярны или пока только набирают обороты, и о высоской эффективности у большинства использующих предприятий пока рано говорить?
Заранее спасибо!