СОА: модная игрушка или необходимость?
Жизненный цикл сервис-ориентированной архитектуры (СОА) прошел стадию "бурных восторгов" и "первых разочарований" и вступает в пору зрелости, когда заказчики начинают понимать принцип действия новой технологии...
Алексей Малинин
Жизненный цикл сервис-ориентированной архитектуры (СОА) прошел стадию «бурных восторгов» и «первых разочарований» и вступает в пору зрелости, когда заказчики начинают понимать принцип действия новой технологии и то, каким образом нужно ее внедрять, и нужно ли внедрять вообще. С одной стороны, СОА позволяет бизнесу научиться более гибко реагировать на изменения рынка, с другой – требует полного переосмысления ИТ-стратегии предприятия.
Аббревиатура СОА (SOA, service oriented architecture) появилась на ИТ-рынке не так давно – в 2004-2005 годах. За эти годы технология сервис-ориентированной архитектуры прошла традиционный жизненный цикл технических инноваций, который делится на три основных этапа. Это рост интереса к новым предложениям (который происходит во многом под воздействием маркетингового натиска со стороны поставщиков), разочарование от первого опыта применения (добиться эффекта оказалось сложнее, чем казалось поначалу), переосмысление значения предлагаемых инноваций и получение реальных положительных результатов. Судя по всему, мы сейчас находимся в самом начале третьего этапа.
СОА – это программная архитектура, в которой функциональность сгруппирована вокруг бизнес-процессов и представлена в виде интероперабельных (то есть независимых от конкретных платформ) сервисов. В принципе, можно сказать, что идея SOA не столь уж нова – она фактически базируется на известном подходе к созданию бизнес-приложений в виде композитных, составных систем. Довольно часто СОА ассоциируется исключительно с использованием технологий WebServices. Это верно лишь отчасти, поскольку WebServices представляют собой платформенно-независимую среду для взаимодействия программных компонентов. Главной «изюминкой» СОА, скорее, является новый подход к модификации и развитию функциональности прикладных корпоративных систем.
Своеобразным предшественником СОА стала технология Enterprise Service Bus (ESB), которая предоставляла собой унифицированный механизм взаимодействия приложений. Дополненная рядом других технологий, ESB позволила сформировать единую интеграционную платформу. По-видимому, качественный переход к СОА происходит в тот момент, когда появилась возможность создания поверх этого интеграционного слоя новых прикладных решений (собственно, композитных приложений) с использованием уже существующего функционала. При этом сами базовые приложения могут рассматриваться в виде наборов более низкоуровневых функциональных компонентов. В терминологии СОА такие компоненты стали называться сервисами, и смена названия не случайна.
Основная сложность в реализации СОА-проектов лежит не в технологической, а организационной плоскости
Качественное отличие СОА-сервисов от ранее применявшихся в ИТ программных компонентов (объектов) заключается в двух аспектах. Во-первых, сервисы могут быть реализованы в виде достаточно сложных программных комплексов. То есть сервис отражает не способ его программной реализации, а лишь способ его использования. Во-вторых, сервис, как правило, нацелен на выполнение конкретной деловой функции (а не просто любой вспомогательной). Это очень важный момент, потому что он вносит новизну в отношения между ИТ и бизнесом: если раньше выделение программных компонентов было сугубо внутренним делом разработчиков ПО, то теперь вычленение сервисов производится с учетом потребностей бизнеса. Таким образом, СОА можно определить как возможность наращивания прикладного функционала корпоративных систем с помощью создания новых композитных бэк-офисных приложений на базе готовых сервисов с использованием унифицированных интеграционных платформ.
СОА как ИТ-стратегия предприятия
Еще два года назад из многочисленных презентаций ИТ-вендоров можно было сделать вывод, что СОА – это некоторая технологическая категория, некий набор программных инструментов и сред. Но в 2007 на рынке четко утвердилось современное представление: СОА не является какой-то отдельной продуктовой или сервисной категорией, а представляет собой методологический подход к созданию ИТ-проектов с использованием ранее существовавших и вновь созданных технологий и услуг. Более того, данный тезис сегодня чаще всего звучит в такой уточненной формулировке: СОА – это ИТ-стратегия предприятия, в рамках которой последнее выполняет модернизацию и развитие своей информационной системы. Упрощенно говоря, это значит, что если представить процесс развития информационной системы компании в виде последовательности ИТ-проектов, то не имеет смысла говорить об отдельном СОА-проекте – можно говорить только о проекте, реализованном в рамках общей СОА-стратегии организации. Другим словами, принцип СОА должен применяться ко всей информационной системе, а не только к отдельным ее компонентам.
Важным следствием использования СOA является довольно радикальное изменение роли ИТ-подразделений предприятий во взаимоотношениях с исполнителем или интегратором. Если в традиционном «не-СОА» проекте функции генерального подрядчика берет на себя внешняя ИТ-компания, то в случае СОА эта роль переходит к ИТ-отделу заказчика, который координирует работы всех участников и отвечает за целостность всего решения с точки зрения и бизнеса, и ИТ. Отсюда понятно, что основная сложность в реализации СОА-проектов лежит не в технологической, а организационной плоскости. Ключевым фактором успеха является постепенность реализации сервисов в четком соответствии с потребностями бизнеса.
Но говоря о СОА, нужно также подчеркнуть, что это – лишь один из подходов к созданию корпоративных ИТ-систем, который каким-то организациям подходит, а каким-то – нет. Даже из самого общего описания концепции видно, что принципы СОА должны брать на вооружение предприятия, использующие процессные модели управления бизнесом. Анализ показывает, что СОА сейчас наиболее востребована в тех организациях, где гибкость и скорость реакции на изменения являются ключевыми, а это в основном компании, оказывающие услуги конечным потребителям (банки, операторы мобильной связи, транспортные компании и т.д.).
Основные поставщики СОА-решений
В конце 2007 года компания AMR Research опубликовала результаты исследования под названием «СОА: состояние рынка». Этот отчет начинается с констатации факта, что сегодня не существует общепризнанного определения СОА, поэтому оценка состояния рынка и прогнозов его развития носит довольно условный характер. Фактически сегодня СОА в технологическом плане больше ассоциируется с интеграционными платформами различных вендоров, а также с такими технологиями, как Web 2.0, управление бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) и интеграция корпоративных приложений (Enterprise Application Integration – EAI), и именно в таком контексте имеет смысл говорить о каких-то долях рынка.
Последний опрос корпоративных заказчиков, проведенный в США осенью 2007 года, выявил следующую расстановку сил на рынке СОА. Ключевую роль здесь играет группа ведущих мегавендоров (Microsoft, IBM, SAP и Oracle), которая не только предлагает широкий набор технологий и продуктов, но активно продвигает на рынок идеи СОА, используя свое влияние на ИТ-сообщество. Такие известные поставщики интеграционных средств, как BEA, Progress Software, Software AG и TIBCO, также имеют внушительные наборы решений, но все же уступают по уровню присутствия на рынке «большой четверке». Есть также группа нишевых игроков, таких как Cape Clear и Amberpoint, изначально нацеленных на концепцию СОА и предлагающих специализированные продукты, которые отсутствуют в пакетах глобальных поставщиков.
В банках идет реальное освоение нового подхода к созданию ИТ-систем
По мнению ARM Research, 2008 год станет переломным для продвижения идей СОА, данные подходы к реализации ИТ-проектов начнут широко применяться. При этом на рынке существенно усилятся позиции SAP и Oracle, которые уже сформировали хорошие наборы продуктов связующего слоя.
Русский вариант
До недавнего времени (примерно до середины 2007 года) казалось, что интерес к теме СОА на российском рынке поддерживается только усилиями ведущих западных поставщиков ПО, которые чаще всего говорили о достоинствах этой архитектуры исключительно в теоретическо-методическом плане, не приводя при этом конкретных примеров. Но к концу прошлого года, когда маркетинговая активность вендоров явно пошла на убыль, выяснилось, что целый ряд российских компаний уже имеет определенную практику использования СОА в рамках создания и развития своих информационных систем. Так, несколько успешных СОА-проектов в банковском секторе реализовала компания «Неофлекс», EPAM/VDI выполнила порядка 10 проектов. О работе в СОА объявили несколько крупных системных интеграторов, среди них IBS, «Открытые технологии».
Если говорить о непосредственных пользователях ИТ-систем, то о применении СOA в своих организациях заявили руководители ИТ-служб банка «Русфинанс» (группа Societe Generale), банка «Ренессанс Капитал», «Альфа-Банка», «Русского банка развития», Московского банка реконструкции и развития, «Аэрофлота», «Вымпелкома». Доминирование в этом списке банковских структур определяется во многом тем, что как раз здесь идет реальное освоение нового подхода к созданию ИТ-систем. Приведенный перечень хорошо иллюстрирует, где в первую очередь нужна СOA: в сегментах рынка с высоким уровнем конкуренции, с динамично изменяющейся внутренней структурой бизнеса, с предоставлением услуг массовому потребителю.
Источник: CNews
Комментарии 0