Наверх

Варианты формирования плана закупок по 223-ФЗ

Время чтения: 11 минут
0
Варианты формирования плана закупок по 223-ФЗ

Результатом планирования закупок по 223-ФЗ является вовремя размещенный в единой информационной системе (ЕИС) план закупок по регламентированной форме. Но закон не регулирует, как вы его сформируете, поэтому заказчики сами определяют порядок планирования.

Или «План закупок по 223-фз: как подготовить просто и легко»

Картинки по запросу día mundial de la vistaРезультатом планирования закупок по 223-ФЗ является сформированный по регламентированной форме и вовремя размещенный в единой информационной системе (ЕИС) план закупок. Но закон не регулирует, как вы его сформируете, поэтому заказчики сами определяют порядок процесса планирования и фиксируют его в Положении о закупке, разработанном на предприятии.

Формирование плана закупок достаточно трудоемкий процесс, так как необходимо максимально точно определить потребность всего предприятия в приобретении товаров, работ, услуг минимум на очередной финансовый год, оценить и согласовать необходимость каждого приобретения с учетом лимитов бюджета и складских запасов, при необходимости сгруппировать однотипные потребности, сформировать, согласовать, утвердить и разместить в ЕИС план закупок.

Если целью автоматизации отделов и служб, которые осуществляют проведение закупок, для вашей компании является не только выполнение регламентированных законом процедур, но и построение эффективной системы планирования закупок, в этом случае стоит обратить внимание на проработку методики планирования, выбора оптимального варианта и его автоматизации.

В данной статье разберем несколько вариантов формирования плана закупок, но сначала определимся с терминологией.

Потребность – это заявка на приобретение товаров, работ, услуг. Инициатором потребности может выступать как рядовой сотрудник (например, заявка на приобретение оборудования для выполнения своей работы), так и руководитель, его заместитель, либо специально выделенный сотрудник в отделе (например, формировать потребности для своего подразделения).

Позиция плана закупок – это отдельная составная часть плана закупок (отдельная строка). Если по-простому, то одна позиция - это один лот закупки (см. рисунок ниже).

Несколько потребностей можно объединять в одну позицию. Например, потребности на приобретение компьютеров от разных инициаторов можно включить в одну позицию. В этом случае, мы проводим одну закупку, вместо нескольких, уменьшая нагрузку отдела по организации и проведении закупки.

Позиции плана закупок формируют сотрудники организации, участвующие в обеспечении предприятия материальными ресурсами или услугами, далее ответственные за позиции плана закупок.

Ответственными за позиции плана закупок могут выступать: руководитель ИВЦ – закупка вычислительной техники, специалисты отдела маркетинга – приобретение рекламной и подарочной продукции, специалисты административно-хозяйственной службы – приобретение канцтоваров, мебели и т.д. Также роль ответственного за позиции плана закупок может выполнять ответственный за план закупок.

Использование специализированной системы для формирования плана закупок упрощает работу для ответственного за план закупок, так как она приспособлена под эту задачу, нет лишней информации и позволяет проводить составление и согласование плана максимально эффективно.

Сбор информации о потребностях

Автоматизация процесса по сбору потребностей и занесению в систему может быть организована одним из способов:

1.   Непосредственно в соответствующем справочнике;

2.   На основании данных учетных систем;

3.   На основании служебных записок;

4.   На основании планов закупок подразделений (в таблицах Excel).

Рассмотрим варианты построения процесса планирования на примере использования технического решения «Управление закупками» системы DIRECTUM.

1.    Формирование потребностей инициаторами в справочнике

Инициаторы потребностей создают записи справочника Потребности в сроки, определенные регламентами предприятия, согласовывают с непосредственными руководителями. Ответственные за позиции формируют на основании потребностей позиции плана закупок, проверяя корректность введенных данных, дополняя информацией, необходимой для формирования плана закупок согласно требований законодательства. Например, способ закупок, электронная закупка или нет, дата размещения, участники могут быть только СМП и т.д.

Сформированные инициаторами потребности, как мы уже ранее обсудили, при необходимости ответственный за позиции группирует. Группировать может по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности с учетом дат, к какому сроку необходимо исполнить каждую потребность.

К явным плюсам данной схемы можно отнести распределение нагрузки на подразделения, повышение ответственности инициаторов за планирование, повышение прозрачности процесса, максимум структурированной информации (увеличение инструментов для анализа – аналитические отчеты, KPI), возможность автоматической и ручной группировки потребностей.

2.    Формирование потребностей на основании данных учетных систем

●   Потребности первоначально формируются инициаторами в учетных системах. Например, 1С или других:

●   производственная программа (со сметой затрат на производство);

●   ремонтная программа;

●   инвестиционная программа;

●   системы бюджетирования и т.д.

Далее информация заносится (мигрирует) в систему и дорабатывается ответственными за позиции в части требований по 223-ФЗ.

Вариант применим, когда на предприятии высокая степень автоматизации деятельности предприятия в части учетных задач, в этом случае сформировать план закупок становится менее трудоемким процессом.

 

Можно рассмотреть вариант загрузки информации в справочник Потребности или сразу в справочник Позиции плана закупок, не используя справочник потребностей. Зависит от того, насколько информация в учетных программах соответствует формату плана закупок, есть ли необходимость в группировке потребностей.

3.    Формирование потребностей инициаторами в формате служебных записок

В этом случае на основании полученных бумажных служебных записок ответственные за позиции или ответственные за план закупок формируют позиции сами.

Такой вариант имеет место, когда:

●   В системе работает ограниченное количество пользователей, например, отдел закупок, согласующие и утверждающие план закупок и документы по самой закупочной процедуре. Инициаторы в системе не работают.

●   Организация пока не готова к кардинальным изменениям процесса (нет желания или возможностей отказаться от служебных записок).

 

При выборе данного варианта работы стоит понимать, что:

●   увеличится нагрузка на специалистов тендерного отдела/ отдела закупок/ ответственных за позиции;

●   увеличится риск появления ошибок от человеческого фактора при занесении информации в систему;

●   нет удобных инструментов объединения потребностей.  

4.    Формирование потребностей на основании планов закупок подразделений

В организации может использоваться вариант, когда руководители подразделений фиксируют потребности подразделения в приобретении товаров, работ, услуг в формате таблицы Excel, отражают что, в каком объеме и в какие сроки.

При этом рекомендуется разработать сценарий по загрузке данных в справочник Потребности, это может выполнить внедряющая систему организация.

Данный вариант работы используется в тех же случаях, как и при варианте формирования потребностей инициаторами в формате служебных записок.

Важно!

Выбрав для себя тот или иной вариант планирования его необходимо зафиксировать в Положении о закупках и разместить его в единой ЕИС и сформировать документ с перечнем правок. Напомню, оба документа составляются в электронном виде. Изменения Положения о закупке заказчик должен разместить в ЕИС в течение 15 дней со дня их утверждения. Если этого не сделать, компания-заказчик заплатит штраф в размере до 300 тыс. руб.

Согласование планов закупок

Как уже отмечали выше, важно не только собрать информацию от инициаторов, но обеспечить обоснованность плана закупок. В том числе это обеспечивается согласованием плана с заинтересованными сторонами и руководителем.

После того как вы определились с вариантом сбора потребностей и формированием позиций, необходимо определиться с вариантом согласования результатов планирования.

Вариант

Согласование

Комментарий

Потребности

Позиции

План закупок

I

Два уровня согласования:

- потребности: согласование необходимости и обоснованности приобретения товаров, работ, услуг.

- итогового плана закупок.

II

Если не используется справочник Потребности.

Два уровня согласования. Описание см. вариант 1.

III

Согласование только итогового плана закупок. После утверждения плана утверждаются все включенные в него позиции.

IV

Три уровня согласования:

- потребности: согласование необходимости и обоснованности приобретения товаров, работ, услуг.

- позиции: если есть необходимость проконтролировать параметры будущей закупки (дату размещения закупки, способ закупки и т.д.), а также результат объединения потребностей.

- итогового плана закупок.

Во всех выше показанных вариантах в рамках согласования плана закупок происходит утверждение плана руководителем предприятия, могут быть отказаны или скорректированы некоторые позиции (например, сроки и объемы закупок с учетом лимитов бюджета). В рамках сценария по согласованию плана закупок происходит автоматическое размещение плана закупок в ЕИС.

Техническое решение «Управление закупками» компании DIRECTUM позволяет выстроить различные схемы согласования плана: от минимального, когда согласовывается только план закупок (вариант III), так и максимально многоуровневое поэтапное согласование (вариант IV).   

* * *

Выбирая для вашей организации тот или иной вариант планирования, согласования плана закупок, оценивайте все плюсы и минусы, в том числе такие факторы как:

●   Уровень автоматизации на вашем предприятии.

●   Установленные регламенты согласования и Положение о закупках.

●   Распределение трудоемкости составления плана между сотрудниками подразделений и тендерным отделом (количество сотрудников тендерного отдела и количество заявок на каждого –– выделенная трудоемкость на каждую заявку).

●   Корпоративную культуру и по работе с потребностями и планами закупок.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь