Вечерние размышления о мобильных устройствах
Вечерние размышления о мобильных устройствах
Представители сети магазинов электроники «М.Видео» сообщают, что в октябре года сего на прилавках появятся мобильные устройства на базе новой операционной системы Windows Phone 7 Mango, официальный релиз которой на её родине, в США, состоялся ещё осенью 2010 г. Первым анонсируемым для выпуска в России станет смартфон Samsung codename Wembley, а за ним в ноябре-декабре последует смартфон от Acer. Анонсируемая стоимость новых устройств составит 15 – 25 тыс. руб.
Эта новость, на мой личный взгляд, интересна людям, как, скажем, физическим лицам в контексте: чем же нас удивит Microsoft? Будут ли эти смартфоны круче iPhone с его iOS? И думаю, что многие купят Samsung Wembley, чтобы просто «потыкаться», проверить, написать в твиттере, что Windows Phone лучше / хуже / такой же как и iPhone. Посмотрим, что будет. Любопытство – это черта, которая мне очень нравится в людях.
Но есть и другая сторона у этой новости – интерес бизнес-пользователей. В особенности, вендоров бизнес-приложений. Что означает выход новой платформы для них? Путь на новые рынки или ещё одну угрозу со стороны мелких компаний, готовых быстро адаптироваться под изменяющиеся условия? Я думаю, что и то, и другое.
Рынок мобильных бизнес-приложений открылся с появлением первых смартфонов. С выходом iPhone этот рынок стал гораздо крупнее. По данным сообщества 148Apps.biz, на 1 августа года сего на AppStore (магазин приложений для iPhone / iPad) 449.581 активное приложение (под активным понимается, что оно доступно для скачивания), которые выложены более, чем 100 тысячами поставщиков. Конечно, самые популярные приложения – это игры (16%), на втором и третьем местах – книги и развлекательные приложения (13% и 10% соответственно). Бизнес-приложения составляют 3,74% ассортимента AppStore (что в асболютном выражении равняется 16.803) и являются 9-ми по популярности. Приложения для управления финансами составляют ещё меньший процент рынка – 1,88% (8.453). Интересно отметить тот факт, что приложений для социальных сетей ещё меньше, чем программ для управления финансами (1,78%).
Возникает вполне ожидаемый вопрос: что же это, собственно, за бизнес-приложения? Это, например, приложения от Oracle– мобильный CRM-клиент Oracle Mobile Sales Assistant, который позволяет менеджеру по продажам работать эффективно из любой точки мира. Вообще говоря, Oracle попробовала выпускать продукцию для iPhone одной из первых. Ещё в 2008 году они выпустили бесплатное приложение Oracle Business Indicators, позволяющее оценивать финансовые показатели компании и проч. Опыт показался им успешным, и в 2009 г. появилась целая линейка приложений, среди которых, например, мобильное рабочее место инженера Oracle Enterprise Asset Maintenance Workbench и средство для учёта финансовых транзакций Oracle iReceipts. Поскольку эти приложения живы до сих пор, можно сделать вывод, что рынок мобильных бизнес-приложений вполне себе процветает.
А что же Windows Phone? В США рынок уже открыт и мы можем посмотреть статистику и по нему. Конечно, приложений на MarketPlace (аналог AppStore) гораздо меньше. Ежечасно обновляемая статистика от Microsoft говорит о том, что на момент написания сего на MarketPlace чуть более 25.000 приложений. Больше половины из них бесплатные. Распределение по тематике приложений примерно то же, что и для приложений на iPhone: игры – 17%, книги – 14%, бизнес приложения составляют 2%. В абсолютном выражении цифры, конечно, совсем другие, но, думаю, лишь оттого, что MarketPlace появился чуть менее года назад, и лишь совсем недавно стал действительно удобен для поставщиков программных продуктов.
По моему скромному мнению, рынок мобильных бизнес-приложений – очень заманчивое направление развития для многих поставщиков программных продуктов, а также отличный способ вложения инвестиций. Недаром же появляются такие компании, как, например, екатеринбургская East Media, которая специализируется на разработке решений для iPad и iPhone.
Люди рады тому, что можно выполнять свои бизнес-задачи из дома, стоя в очереди на регистрацию в аэропорте или сидя за столиком в любимом кафе за чашкой капучино с корицей. Люди рады тому, что у них в руках есть устройства, которые позволяют выполнять их бизнес-задачи легко и удобно без каких бы то ни было стилусов, просто пальцем. Согласитесь, приятно порой почувствовать себя этаким Томом Крузом из «Особого мнения».
И я думаю, вендорам стоит сыграть на этой радости: дать людям возможность выполнять свои бизнес-задачи – будь то ECM, ERP, CRM или любой другой класс систем. Новые рынки значит новые возможности, и здесь, как и везде, главное – успеть. Причём успеть сделать параллельно, ведь, когда выйдет Windows Phone, война Алой и Белой Розы, приверженцев Apple и Microsoft, снова возобновится. Сделать под iPhone или сделать под Windows Phone? И то, и другое. И время ещё есть.
Комментарии 6
Интересный пост. Смущает только то, что не был упомянут Android, который согласно отчету Canalys, занимает 48% мирового рынка мобильных ОС, и не была упомянута, пусть и теряющая долю рынка (12% на текущий момент) , но изначально "заточенная" именно на бизнес Blackberry OS от RIM. Кроме того, есть и региональные различия. Например, в странах BRIC еще лидирует Symbain, тогда как в странах Латинской Америки в фаворитах Blackberry. WP7 меньше года, да и присутствует не на всех рынках, и этим можно объяснить тот факт, что пока за WP7 1% мирового рынка. Удастся ли повторить успех WM (от 2002 до 6.5), остается только предполагать. Это я к тому, что у вендоров жизнь еще тяжелее - или ограничивать клиентов определенными ОС или вести разработку под несколько РС одновременно.
Microsoft может, конечно, попытаться пойти старой проверенной дорогой корпоративных контрактов.
А еще Microsoft за много лет набрала хороший портфель патентов, и старается не пропускать распродаж (Nortel). В борьбе за наследство Nortel Microsoft объединилась с Apple, чтобы вместе противостоять Google. Так, например, HTC с каждого проданного Android-аппарата перечисляет Microsoft $5. По оценкам экспертов, эта сумма в 5 раз превышает доходы от продажи WP7. Всерьез полагаю, что с учетом новых патентов Microsoft попробует обложить данью и других производителоей Android-железа. Где-то проскакивала цифра $12.5 с каждого Android-устройства. Если не
произойдет чудаслучится взрывного роста популярности WP, "мелкомягкие" могут неплохо заработать на популярности Android :)заниматься любимым деломразвивать собственные продукты.Думаю, историю с патентными войнами можно закрывать. Google купила Motorola, Microsoft окончательно определилась с покупкой Nokia. Теперь все будут такие, как Apple или RIM.