Наверх

Выбираем вариант внедрения СЭД: с типовыми услугами или с кастомизацией от вендора

Время чтения: 11 минут
0
Выбираем вариант внедрения СЭД: с типовыми услугами или с кастомизацией от вендора

Меня зовут Наталья, и я менеджер ИТ-продуктов компании Directum. Наша система Directum RX помогает бизнесу перенести в цифру документооборот и бизнес-процессы, работать и развиваться быстрее. Чтобы в вашей компании система «взлетела» и приносила пользу, ее сначала надо внедрить, а мы, как вендор, предлагаем несколько вариантов.

Крупному бизнесу чаще всего приходится оптимизировать множество процессов, проводить глубокую аналитику, привлекать большое число людей, кастомизировать систему под требования. Но средним и небольшим компаниям максимальное внедрение не нужно. Давайте разберемся, какие варианты есть для этого сегмента.

Дано: компания Ромашка выбрала Directum RX для работы с электронными документами. Руководитель проекта заказчика (РПЗ) получил на руки два коммерческих предложения на разные варианты внедрения. Состав ПО в обоих КП одинаковый, но набор услуг отличается: один предполагает минимальное внедрение системы без доработок с фиксированными услугами, другой — проект внедрения, с адаптацией информационной системы (ИС) и анализом процессов. Стоимость, соответственно, тоже разная.

Перед РПЗ стоят сложные вопросы:

  • Как разобраться в двух документах и их тонкостях?
  • Как защитить КП и два разных бюджета у генерального директора?
  • Какой вариант внедрения подойдет нам и будет полезен?
  • Какие подводные камни есть в обоих случаях?
  • Что нужно учесть при выборе?

Что влияет на вариант внедрения:

  1. Масштаб компании. Сколько человек будет использовать информационнуюсистему?

Чем больше сотрудников и подразделений, тем разнообразнее процессы в компании.

  1. Количество процессов, которые вы планируете перенести в ИС.

Логика проста: чем больше алгоритмов, тем больше времени на их анализ, структурирование, настройку.

  1. Регламентированные маршруты.

Самый значимый пункт. Крайне важно понимать, есть ли в вашей компании прописанные, зафиксированные, зарегламентированные маршруты движения документов, задач и всех остальных процессов.

  1. Держатели бизнес-процессов. У каждого документопотока должны быть ответственные. Они принимают решение об их изменениях и оптимизации.
  2. Наличие опыта внедрений ИС у рабочей группы или ответственного за внедрение. Чем больше знаний о последовательности и правильности внедрения, тем слаженнее будет работа с вендором при организации работ, и система быстрее войдет в эксплуатацию.

Если есть свой ИТ-отдел, ответственные руководители проектов, время на погружение в систему, а главное — дисциплина сотрудников, то вполне подойдет минимальный вариант внедрения.

Если вы настроены на модификации и подстройку типовой системы под свои задачи — погружаемся в проект внедрения.

Общее сравнение:

Минимальное внедрение («самостоятельное»)

Проект внедрения
(«сокращенное»)

Описание типа внедрения

Набор услуг внедрения с фиксированной стоимостью за каждую услугу. Многие задачи остаются на плечах заказчика. За основу берётся чистая типовая функциональность системы, задуманная вендором, без модификаций.

Последовательные этапы внедрения ИС, вытекающие один из другого, где бОльшая часть задач на поставщике ПО. Система может быть доработана, модифицирована и интегрирована с другими ИС.

Выбор услуг

Заказчик может выбрать набор услуг на своё усмотрение в зависимости от пожеланий и выделенного бюджета.

Каждый этап строго исходит из предыдущего. Отказ от определенного этапа (услуги) может поставить весь проект под угрозу.

Срок исполнения (среднее значение)

~ 1 месяц

~ 3 месяца

Цена (среднее значение, без учета НДС)

~ 350 000 руб

~ от 1 500 000 руб

Количество бизнес-процессов

~ до двух

1-4

Модификации

-

Могут быть по желанию заказчика

Миграция исторических данных

-

Обсуждается на этапе анализа процессов, стоимость рассчитывается индивидуально.

Интеграции

Только типовые модули интеграции с «Диадок», «СБИС», «1С Бухгалтерия» (по справочникам).

Любые по желанию заказчика. Обсуждаются на этапе анализа процессов; стоимость рассчитывается индивидуально исходя из задач компании.

Количество сотрудников, работающих в ИС

~ до 50

> 50

Ответственность за результат работы ИС

На заказчике. Если сотрудники не вовлечены и нет ответственного по внедрению, есть вероятность, что внедрение «не взлетит».

На исполнителе. Этапы внедрения контролируются исполнителем, все внутренние разногласия процессов заказчика решаются опытным консультантом.

Наличие ресурсов рабочей группы

Важно выделить время руководителя проекта и ответственных за те бизнес-процессы, которые предстоит перенести в систему. Без активного участия со стороны компании-заказчика внедрение может затянуться на месяцы (и годы).

Вовлеченность сотрудников

Лучше, чтобы вовлеченность была высокая и было понимание необходимости внедрения ИС.

Может быть более низкая вовлеченность, т. к. исполнитель поможет разобраться во внедрении и быть проводником на всех этапах.

Сравнение этапов внедрения:

Этап

Минимальное внедрение («самостоятельное»)

Проект внедрения
(«сокращенное»)

Поставка ПО Directum RX

1 неделя

1 неделя

Инициация, планирование и организация проекта

-

Менеджер сопровождения (МС) связывается с РПЗ и обсуждает вопросы по срокам выполнения услуг. Установочной встречи с группой внедрению не предполагается.

+

Проводится собрание, определяется команда проекта, планируется и организуется выполнение работ проекта на стороне заказчика и исполнителя.

Срок: включено в неделю в поставки ПО заказчику.

Анализ и проектирование

-

Важно, чтобы в компании были регламентированные бизнес-процессы и ответственные за них сотрудники, которые будут описывать процессы в анкете. Если ни того, ни другого нет, то это серьезная причина задуматься о проекте внедрения.

Анализ и фиксирование процессов и видов документов проводится именно заказчиком.

+

Исполнитель изучает бизнес- процессы заказчика.

Проводит интервью с владельцами процессов, формирует и согласует с заказчиком уточненное техническое задание, которое содержит список требований к доработке и настройке системы, а также время, которое потребуется на их реализацию.

Срок: ~2 недели

Установка ПО на сервер заказчика

+

Услуга приобретается по желанию заказчика.

Если ИТ-специалисты компании могут выделить время для изучения инструкции по установке ИС и время для самой установки ПО, то клиент может самостоятельно произвести установку системы на свой сервер.

+

Услуга включена в проект внедрения по умолчанию. Проходит чаще всего дистанционно.

Прим.: при облачной поставке ИС, данный этап не требуется вовсе, т. к. облачный тенант разворачивается специалистами вендора.

При локальной поставке ИС заказчик самостоятельно подготавливает сервер согласно тех.требованиям от вендора.

Нетиповые интеграции, миграция данных, модификации ИС

-

Устанавливается, настраивается и используется типовая функциональность Directum RX.

Но есть готовые модули интеграции не требующие разработки: модуль интеграции к Диадок/СБИС, 1С Бухгалтерия.

+

В соответствии с задачами заказчика исполнитель может выполнить доработки разной сложности, миграцию исторических данных в новую систему или произвести нетиповые интеграции справочников или документов из смежных систем.

Стоимость всегда индивидуально рассчитывается для конкретного заказчика, т. к. все проекты уникальны.

Срок: ~ 4 недели.

Настройка системы

+

Услуга приобретается по желанию заказчика.

Если у заказчика есть время на изучение справки Directum RX и настройки системы, может делать всё самостоятельно.

В случае настройки от вендора, заказчику отправляется анкета первичной настройки. В нее ответственный сотрудник рабочей группы заказчика вносит все данные по: ЮЛ, ФИО сотрудников, видам документов, маршрутам согласования и т. п. Далее все настройки проводятся специалистами исполнителя.

Срок: ~ 2 недели.

+

Услуга включена в проект внедрения по умолчанию. Проходит дистанционно.

Сотрудники исполнителя настраивают систему, проводят демонстрацию оцифрованных процессов для рабочей группы заказчика. Группа по результатам демо принимает систему.

Срок: ~ 2 недели.

Обучение администратора системы

+

Услуга приобретается по желанию заказчика.

Обучаются администраторы, которые в будущем будут настраивать систему, вносить новые данные.

Срок: 1 неделя.

+

Услуга включена в проект внедрения по умолчанию. Обучение, как правило, проходит дистанционно.

Срок: 1 неделя.

Обучение рядовых пользователей

+

Услуга приобретается по желанию заказчика.

Предоставляется запись вебинара.

Длительность: 3 академ. часа.

+

Услуга включена в проект внедрения по умолчанию. Обучение, как правило, проходит дистанционно.

Длительность: 3 академ. часа.

Опытно-промышленная эксплуатация

-

По желанию заказчик может приобрести услугу: «Пакет консультаций» или «Расширенный пакет консультаций» по типовой функциональности системы.

Пакеты бывают на 3, 5, 10 часов в месяц, действуют в течение 12 мес.

+

Услуга включена в проект внедрения по умолчанию.

Заказчик и исполнитель в связке обеспечивают линии поддержки пользователей согласно договоренностям (п.2).

Стратегии старта:

Если есть сомнения по выбору варианта внедрения, можно использовать опыт наших текущих клиентов:

  1. Приобрести типовую конфигурацию DirectumRX с набором услуг минимального внедрения (установка, настройка, обучение, консультации), работать в ИС примерно 5-6 месяцев, описывая недостающие функции в свой бэклог. Далее провести срез и принять решение по доработке системы под ваши задачи или реконструировать свои бизнес-процессы, продолжая работать в типовой «коробке». В этом случае у вас бюджетный старт в проект, потребуется грамотно фиксировать возможные неудобства и давать обратную связь вашему ответственному за проект.

В данной стратегии должно быть понимание, что вы подстраиваете свои процессы под возможности типовой коробки системы, и да, возможно, где-то будет не 100% удобно, придется подстраиваться.

  1. Если бюджет компании позволяет, то настраиваемся на срок внедрения 3 месяца и полную вашу вовлеченность в проект. Вендор внедрит системусогласно запросам вашей компании, чтобы пользователям было удобнее.

Важно будет привлечь ответственную рабочую группу, которая принимает решения по процессам. Без командной работы проект внедрения будет крайне трудно вытянуть.

У каждого варианта свои выгоды:

Минимальное внедрение Проект внедрения
Прозрачные затраты без превышения бюджета из-за фиксированной стоимости услуг

Система, подстроенная под нюансы ваших процессов

Короткий срок внедрения

Возможность работы в едином окне через интеграции с другими ИС

Покрытие основных задач прямо из типовой коробки, используя best-practice

Предсказуемый результат

Быстрый старт проекта

Полный контроль и ведение внедрения исполнителем

Быстрый результат

За результат отвечают профессиональные специалисты исполнителя

Беспроблемное обновление на новые версии

Переход на электронное взаимодействие при полной поддержке вендора

Выбор варианта внедрения — дело ответственное, выбирать «наобум» точно не стоит. Даже если после прочтения статьи у вас остались вопросы — не страшно. Не стесняйтесь обращаться к менеджеру за советом, расскажите вашу ситуацию, укажите какие «подводные камни» возможны в вашей компании при внедрении, а наши специалисты помогут вам разобраться во всех вопросах.

А какие советы вы бы дали тем компаниям, которые сейчас находится в процессе выбора?

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь