Наверх

Умение излагать – умение мыслить

Время чтения: 2 минуты
3
Умение излагать – умение мыслить

Приводит ли к развитию сотрудников то, что мысли чаще надо писать, а не говорить?

мыслительМы уже обсуждали, может ли внедрение СЭД негативно повлиять на общение сотрудников. А влияет ли оно на умение сотрудников мыслить?

Для вас есть разница – сказать или написать? Думаю, да, если речь идет не о публичном выступлении (подготовленной устной речи), а о постоянном общении с коллегами по работе. В устной речи вы говорите, обычно, одновременно с тем, как думаете, поэтому высказанные мысли не всегда закончены, продуманы, а следовательно не всегда понятны или даже достаточно разумны.

Письменная речь дисциплинирует мышление, приучая к расчленению потока мысли и развернутому её выражению. К написанному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста. Кроме того, уменьшается эмоциональная составляющая (пока пишешь гневный отклик, можно и остыть), подход к проблеме становится не сиюминутным, а более обдуманным и конструктивным.

При внедрении СЭД большая часть мыслей сотрудников, связанных с работой, формируется в письменном, а не в устном виде. Может ли внедрение СЭД в целом привести к тому, что высказываемые сотрудниками мысли будут более «полезными», а общение сотрудников - более «деловым»?

Думаю, для руководителя подразделения, например, будет удобнее, если сотрудники не будут бегать к нему с каждой только что возникшей в голове мыслью, а будут присылать ее в письменно форме с аргументами. Во-первых, мысль сформируется четко, а во-вторых, обязательно останется память о ней, даже если в данный момент, идея останется не реализуемой. Но не пропадут ли при этом спонтанные идеи, которые по мере их письменного изложения могут показаться автору глупыми, а на практике из таких идей иногда и рождаются самые интересные решения.

Где золотая середина: написать или сказать?

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 3

Елена Питомцева 20 февраля 2008

По-моему, это перекликается с темой СПАМА. И в целом может быть отрегулировано только на уровне негласных правил,  т.е. культуры. А если эта культура вдруг будет записана, то это будет уже сверхформализм. Как описать культуру? Каждый сам должен для себя решить писать или не писать, отправлять или не отправлять.

На мой взгляд, эта середина весьма относительна и может смещаться в ту или иную сторону в зависимости от контекста ситуации и цели. Хочется новых идей - пожалуйста, организовываем "мозговой штурм". Требуется провести анализ и сделать вывод - эффективнее начать с описания. Можно рассмотреть еще одну сторону - развитие сотрудника, когда появляется способность формировать письменную речь на мыслительном уровне.

Как раз тот случай , где должен работать принцип  20/80: 20 %  идей  и  предложений  должны  излагаться и обсуждаться  устно ( в том числе и в режиме мозгоштурма) , 80%  - в письменном виде. Дизбаланс  ведет  или к излишнему "базару"  или  к  заорганизованности и формализму.  Опыт показывает , что   идея , которая после обсуждения  не зафиксирована в письменном виде ( письмо, доклад,  записка и пр.  объект  документооборота)  уходит в песок  и теряется , а  устное обсуждение стимулирует  креативный фактор - без "поговорить" развития  , как правило нет....   

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь