Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
ИТ-директору Делопроизводителю Кадровику Бухгалтеру
Межкорпоративный документооборот (внешний ЭДО)

Роуминг, живи! Планы ФНС по развитию рынка ЮЗЭДО

  1 комментариев Добавить в закладки

Роуминг между операторами электронного документооборота (ЭДО) – это то же самое, что в мобильной связи. Компании могут отправлять документы друг другу, не задумываясь, кто из них к какому сервису ЭДО подключен. В будущем, возможно, так и будет. Но сейчас всё иначе. Согласно статистике ассоциации РОСЭУ («Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг), доля документов, переданных через роуминговые соединения, с каждым годом уменьшается. Почему так происходит и как это влияет на развитие рынка юридически значимого электронного документооборота?

Долгая настройка: откуда ноги растут и что делать

На сайтах практически всех операторов есть информация о том, как быстро и просто подключить роуминг. Достаточно отправить заявку, указав необходимые данные: ИНН организаций и действующих операторов ЭДО. Однако с момента оформления заявки могут пройти недели, прежде чем обмен с клиентами заработает в продуктиве.

При настройке роуминга налаживается взаимодействие между сервисами ЭДО, и не всегда этот этап проходит гладко. Второй оператор может запросить дополнительный пул документов либо заявить, что не смог связаться со своим клиентом, а без его согласия настраивать роуминг нельзя. Все эти проволочки увеличивают срок исполнения заявки. Клиент может повлиять на процесс лишь косвенно: связаться с контрагентом и попросить, чтобы тот лично потребовал у своего оператора быстрой настройки соединения. Это в большинстве случаев работает, но, согласитесь, что такой подход долгий и неудобный, тем более если в базе тысячи партнеров и поставщиков.

Появление собственных форматов документов

У многих компаний, помимо классического обмена УПД в электронном виде, возникает необходимость и в переводе в ЭДО других документов. Операторы, стремясь удовлетворить потребности бизнеса, разрабатывают собственные XML-форматы.

Яркий пример последних лет – транспортная накладная. Требования к электронному формату этого документа еще не сформированы со стороны государства (правда, эксперимент уже идёт). Однако на рынке ЭДО уже есть несколько вариантов реализации от разных операторов. Один из них был представлен сервисом Synerdocs в 2018 году.

Особенность работы с такими документами заключается в том, что обмен ими возможен только внутри сети одного оператора (того, который и разработал формат). Если отправить транспортную накладную в роуминге, то клиент, подключенный к другому сервису, получит просто набор символов.

Отсутствие требований к печатным формам электронных документов

Перед отправкой или подписанием бумажного счета-фактуры или акта необходимо ознакомиться с их содержимым. При работе в сервисе ЭДО у пользователя тоже есть возможность просмотреть печатную форму.

Но бывает так, что у компании, которая создала документ, определенный столбец (к примеру, код маркировки) отображается, а у ее партнера он отсутствует. На первый взгляд может показаться, что недостающие данные были утеряны при передаче документа в роуминге. Но если копнуть глубже, выяснится, что у операторов разные представления о том, что должен видеть клиент при просмотре документа, а что нет.

Такие ситуации происходят, когда со стороны регулятора формат электронного документа утвержден, а требования к печатной форме отсутствуют. Один и тот же документ при просмотре через сервисы разных операторов может отличаться, что вводит в замешательство контрагентов.

Бегство от роуминга

Описанные выше проблемы – долгая настройка, невозможность обмена документами неутвержденных форматов, разночтения при просмотре печатной формы – вынуждают бизнес находить разные пути решения. Некоторые выбирают наиболее дорогой для себя, но при этом максимально лояльный для своих контрагентов путь – мультиоператорность. Такой вариант взаимодействия подразумевает подключение организации сразу к нескольким операторам ЭДО, что позволяет избежать роуминговых соединений. Мультиоператорность популярна среди крупных ритейлеров, но требует достаточно больших вложений, так как необходимо поддерживать сразу несколько интеграционных решений с учетной системой.

Второй вариант, более радикальный, – компания выбирает оператора ЭДО и сообщает, что готова к обмену в электронном виде только через него. Если контрагент дорожит отношениями, ему ничего не остается, кроме как подключиться к заявленному оператору, даже если у него уже заключен договор с другим.

Оба метода имеют свои плюсы и минусы, но они никак не влияют на решение проблемы роуминга, скорее, даже тормозят его развитие. В свое время операторы самостоятельно пытались договориться и создали ассоциацию РОСЭУ для урегулирования всех вопросов, касающихся настройки и обмена в роуминге. Но, к сожалению, это так же не привело к улучшениям. Практика показывает, что операторы сами зачастую игнорируют запросы своих коллег на настройку роуминга.

Перемен требует рынок ЭДО

Что же должно произойти, чтобы ситуация изменилась и клиенты смогли свободно обмениваться документами без заморочек? Ответ достаточно прост – активное участие регулятора в развитии рынка электронного документооборота. За последние два года со стороны Федеральной налоговой службы уже был принят ряд приказов, обязывающих операторов предоставлять своим клиентам возможность работы в роуминге с контрагентами. В их числе – письмо о недопустимости затягивания настройки роуминга.

Для того чтобы подтвердить статус доверенного оператора ФНС, необходимо либо заключить прямое соглашение о роуминге с каждым оператором, либо подключиться к роуминговому центру (РЦ). Предполагалось, что последний возьмет на себя большую часть работ по межоператорскому взаимодействию. Но по факту обмен через РЦ не идет, так как оказался невыгодным и неудобным для участников роуминговой цепочки. В итоге всё снова свелось к выстраиванию отношений по типу оператор-оператор, без подключения РЦ в качестве промежуточного звена.

В 2020 году ФНС решила активно взяться за развитие электронного юридически значимого документооборота, в том числе разобраться с проблемой роуминга. Первым этапом стало утверждение Положения о Реестре доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота. Одна из целей создания реестра – обеспечение гарантий качества деятельности операторов, а также выполнение установленных требований при обмене документами в электронной форме.

В дальнейших планах ФНС значатся следующие мероприятия:

  • утверждение наиболее востребованных форматов документов и пересмотр уже имеющихся. Будем надеяться, что в рамках этих работ будут утверждены минимальные требования к печатным формам – что обязательно должно быть отражено, а что оставить на усмотрение операторов;
  • ввести Единый порядок обмена между хозяйствующими субъектами и обязательный межоператорский обмен. С точки зрения развития технологий роуминга хочется увидеть в этих документах четко описанный порядок настройки, кто и за что несет ответственность, а также какие штрафы или санкции будут применены в случае ненадлежащего выполнения обязательств;
  • получение ФНС статуса регулятора ЭДО. С учетом данных полномочий контроль исполнения обязательств операторов по настройке роуминга должен усилиться.

 

Пока что это только планы, ждем их реализации в ближайшем будущем. Если ФНС достигнет своей цели, то, возможно, контрагентам достаточно будет отправить приглашение к обмену через своих операторов, и можно будет спокойно работать с ЭДО. 

 

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (1)
Надежда Ердакова 30 октября 2020 г. 11:30  

Рушана, спасибо, полезная статья. Ситуация с роумингом действительно печальная. Впечатление, что некоторые операторы намеренно затягивают и усложняют настройку роуминга.  Хотелось бы, чтоб ФНС все технически  и регламентно проработал до такой степени, чтобы роуминг ЭДО действительно был не сложнее «мобильного».

Сейчас обсуждают
Больше комментариев