Наверх

ECM в пирамиде ИТ-потребностей

Архив
Время чтения: 2 минуты
5
ECM в пирамиде ИТ-потребностей

ECM в пирамиде ИТ-потребностей

В 1943 году Абрахам Маслоу опубликовал свою знаменитую "иерархию потребностей", которая гораздо более известна как пирамида потребностей. Согласно Маслоу, обычно человек реализует свои потребности верхнего уровня только в том случае, если закрыты потребности низших уровней пирамиды.

Пирамида Маслоу

В любой компании действует схожая модель потребностей, которые можно закрыть с помощью информационных технологий. Ее можно представить так:

Корпоративная пирамида ИТ-потребностей

Требование кардинального снижения издержек, возникшее в результате экономического кризиса, автоматически отсекает ИТ-проекты верхних уровней, распределяя средства в пользу ИТ-проектов, закрывающих задачи нижних, более базовых уровней. А поскольку обычно ECM-системы в этой пирамиде заказчиками ожидаются где-то на пятом уровне ("Потребность в информированности"), то многие полагают, что ECM-системы окажутся за бортом ИТ-бюджетов. Но это как минимум спорно.

Во-первых, возможности ECM-систем, очевидно, шире, чем просто "архив" и "взаимодействие". Закрываемые ими потребности "глубже", они работают вплоть до уровней управляемости (поддержка управления договорами, проектного управления), оперативной работы бизнеса (архив финансовых документов, сбор кредитных досье), безопасности (надежность хранения документов, отсутствие претензий от контролирующих органов).

Во-вторых, кризис — явление, которое влияет на ИТ-проекты не только в формате "сэкономить" и "отказаться". Зачастую инициируются и ведутся проекты, которые могут закрыть потребности высших уровней даже при недостаточно хорошо закрытых базовых потребностях. Управляемость, доступность и оперативность информации в период, когда надо "активно всбивать лапками масло" сложно переоценить. В этот период в фразе "потребности верхнего уровня обычно реализуются после реализации базовых" надо очень внимательно относиться к слову "обычно".

В-третьих, рецессия — время покупать. Поставщики идут навстречу заказчикам, предлагают новые модели продаж, новые сервисы, и здесь у компаний есть хороший шанс закрыть "потребность в информированности" и некоторые другие с помощью ECM-систем, взяв от поставщика "по максимуму".

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 5

Пирамида - это хорошо!

Но утверждение, что  "человек реализует свои потребности верхнего уровня только в том случае, если закрыты потребности низших уровней пирамиды" не совсем верно, на сытый желудок хочется поспать! "Сытые организации" забывают, что такое конкуренция и угасают. Известео, что рыба тухнет с головы.

Наверное, удобнее считать, что перечисленные потребности не пирамида, а список потребностей. Список потребностей и их приоритеты в каждый момент времени, для каждой организации будут своими.

Александр, это попытка провести аналогию с известной, но уже, действительно, спорной теорией. Разумеется, как и у человека, который взапой читает книги, забыв поесть и поспать, у компаний приоритеты тоже могут быть иногда довольно неординарными. Но в целом логичным и разумным видится примерно такой порядок приоритетов.


на сытый желудок хочется поспать


Александр, сверхудовлетворение потребностей - "наесться так, чтобы поспать" - означает, что человек еще не готов выйти на следующий уровень потребностей, так как не научился в разумной мере удовлетворять потребности текущего уровня . Возможно, просто долго голодал, поэтому пока не готов остановиться.



Теория Маслоу не только жива, но и по-прежнему актуальна для объяснения не только социальных явлений, но даже и в нашей ИТ-сфере. И ее применение в данном случае - интересная находка. Для перехода на следующий уровень действительно необходимо разумное удовлетворение (обеспечение) текущих потребностей.



Вообще стало характерным применять теории из 1-й сферы жизнедеятельности человека к другой, в данном случае из области социологии и психологии (пирамида Маслоу) к области ИТ-развития. И нередко это обоснованно и справедливо.

Очень интересная аналогия. И хороший маркетинговый ход:-) Что касается изложенной в статье модели ИТ-потребностей - в период сложной экономической ситуации в компаниях зачастую происходит смещение или изменение приоритетов, а потому каждый сам для себя решает - какая из потребностей является базовой, а какая - высшей. Но такое лавирование возможно только на последних уровнях, при закрытии компанией  нижних ступеней ИТ-пирамиды. А значит, обозначенный порядок приоритетов действительно в целом выглядит логичным и разумным.
Вообще, по отзывам клиентов, кризис - это время навести порядок в собственном хозяйстве. И врямя для определения глобальных задач - будем делать или не будем, время сбора информации и, на самом деле, время покупать. ИТ проекты все равно движутся, зачастую имеено сейчас компании понимаю, что лучше один раз потратится на инициацию проекта зато потом жить спокойно. Произошла переоценка ценностейи пересмотр приоритетов.
Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь