Оцифровка, цифровизация и цифровая трансформация: разбираем понятия
Бывает компании говорят, что они уже начали цифровую трансформацию, хотя в действительности они только оцифровали некоторые свои данные.
Бывает компании говорят, что они уже начали цифровую трансформацию, хотя в действительности они только оцифровали некоторые свои данные. XXI век открыл новую эру технологий, которая изменила повседневную жизнь, упростила устаревшие процессы и даже дала начало совершенно новым секторам бизнеса. Давайте разберемся, чем отличаются понятия оцифровка — цифровизация — цифровая трансформация. В статье использованы материалы сайтов CIOWaterCooler и CoreSystems.
Оцифровка: перевод данных из аналогового вида в цифровой
Если вы хоть раз сканировали бумажные документы, отказывались от кассет в пользу MP3-файлов или переходили на цифровые камеры вместо пленочного фотоаппарата, значит, вы оцифровывали свои данные.
Оцифровка — это перевод аналоговых данных в цифровую форму. |
В качестве примера работы с аналоговыми данными Анна Ирнигер, автор статьи «Difference between Digitization, Digitalization and Digital Transformation» и эксперт в области Field Service Mаnаgement (управление выездными сотрудниками), приводит процесс починки сломанного устройства. Предположим, у вас сломался бытовой прибор. Вы звоните производителю, который вручную заполняет форму с описанием возникшей проблемы и отправляет технического специалиста к вам домой. Он приходит с кипой бумаг, где перемешаны контактные данные, инструкции по использованию продукта, список клиентов, которых нужно посетить сегодня, и целая куча других документов. Оцифровка же позволяет сделать эту информацию доступной в электронном виде.
Сандип Роту, автор статьи «Difference between Digitization and Digital Transformation» и эксперт, занимающий 7-е место в топ-100 влиятельных людей мира в области цифровой трансформации, под оцифровкой понимает не только перевод аналоговых данных в цифровую форму, но и автоматизацию процессов. Однако, последнее часто выделяют в отдельное понятие — цифровизация.
Цифровизация: используйте преимущества цифровой информации
У оцифрованных данных есть огромный потенциал для совершенствования стандартных способов работы. Если вернуться к примеру с починкой устройства, то для улучшения качества обслуживания клиентов производитель может внедрить специальное ПО, которое будет с умом использовать оцифрованную информацию. Например, централизованно хранить базу покупателей, их контактные данные, историю работы с конкретным клиентом. Разные технические специалисты могут делиться между собой приемами работы, а также просматривать инструкции по использованию продукта на любом мобильном устройстве. Все это позволит им легко получать доступ к нужной информации, а значит повысит вероятность починки прибора с первого раза.
Цифровизация — это встраивание новых технологий в существующие бизнес-процессы для повышения их эффективности. |
В результате цифровизации не меняется бизнес-модель, а только повышается производительность труда.
Цифровая трансформация: используйте цифровизацию для создания новых бизнес-моделей
Благодаря оцифровке и цифровизации данные становятся доступны с любых платформ, устройств и интерфейсов. Цифровая трансформация — это процесс интеграции всех оцифрованных данных и приложений, автоматизирующих бизнес-процессы. В качестве успешного примера цифровой трансформации автор приводит Netflix: оцифровка фильмов открыла компании дорогу к принципиально новой бизнес-модели — потоковому вещанию.
Перечислим несколько крупнейших двигателей цифровой трансформации на примере починки сломанного прибора:
- Искусственный интеллект (ИИ). Например, программное обеспечение с элементами ИИ может автоматически сопоставлять место жительства клиента со свободными в данный момент техническими специалистами, а также вычислять, кто из них обладает навыками, необходимыми для решения проблемы клиента.
- Дополненная реальность. Даже самый опытный специалист не может разбираться абсолютно во всем. Используя возможности дополненной реальности совместно с базой видео-инструкций, а может и с мессенджером для общения с экспертами в офисе, специалисты могут вывести решение сложных проблем клиентов на новый уровень.
- Прогнозирование. Благодаря встроенным сенсорам, измеряющим показатели работы, прибор может заранее предупредить о будущей поломке. Это позволит специалисту запланировать починку на удобное для клиента время и избежать дорогостоящих простоев в работе.
Таким образом, цифровая трансформация — это процесс изменения существующих бизнес-моделей с помощью новых технологий. Она идет дальше, чем цифровизация, создавая новые стратегии, позволяющие приносить еще больше пользы клиентам, а также экономить самые ценные корпоративные ресурсы — время и деньги. Бизнес может использовать цифровую трансформацию для выхода на новые рынки, разработки новых продуктов и привлечения новых клиентов. Это процесс перехода к цифровому бизнесу.
Комментарии 3
В целом согласна с терминологией. Но вот переход с пленочного фотоаппарата на цифровую камеру - это пожалуй не оцифровка, т.к. "аналоговые данные" (бумажные фотографии) в этом случае пропадают совсем. Это как переход на электронные документы вместо бумажных. Это скорее цифровизация все же.
Отличный разбор терминов – просто и понятно, спасибо!
Цифровая трансформация звучит очень заманчиво, но сейчас одна из ключевых сложностей возникает с историческими данными – оцифровка архивов старых бумажных документов, и работа с ними уже в новой среде – это колоссальные затраты времени и труда. Гораздо проще начать с нуля, но тогда теряется весь объем информации за прошлые годы. Поэтому, я думаю, что даже при моральной готовности предприятия трансформироваться, не все готовы отказываться от исторических данных или тратить силы и время на создание цифрового архива по ним.
На мой взгляд не очень корректный пример. Всё-таки никакой "интеллект" не нужен для сопоставления адреса, свободных специалистов и набора их навыков.Тут видится вполне себе строгий алгоритм и интеллектуальность не требуется. Другое дело, если ИИ будет заниматься классификацией запросов, т.е. разберёт текст заявки, полученной от клиента, определит область проблем, исходя из исторических данных спрогнозирует примерное время решения заявки и предложит выполнение заявки специалисту, который быстрее всего может оказаться у клиента (это не всегда ближайший). В таком случае интеллект будет полезен.