С мая ижевчане будут ездить по электронным проездным
В Ижевске электронная система оплаты проезда в общественном транспорте начнет работать с середины мая и пока только в автобусах. Как можно будет пользоваться проездным?
Правда, пока только в автобусах…
В Ижевске электронная система оплаты проезда в общественном транспорте начнет работать с середины мая и пока только в автобусах. Как можно будет пользоваться проездным? Пассажир наличными деньгами оплачивает проезд кондуктору, который работает с электронным терминалом. Выглядит терминал как маленький кассовый аппарат, который выдает разовые проездные билеты. При этом информацию обо всех перевезенных пассажирах фиксируется в памяти терминала. То есть фактически с мая кондукторы в автобусах ИПОПАТ будут ходить не с рулончиком билетов, а с электронным кассовым аппаратом.
В Воткинске, кстати, уже несколько дней пассажиры ездят по разовым электронным билетам. На внедрение этой системы в Воткинске «Удмуртавтотранс» затратило 2 млн рублей.
- Первое время в общественном транспорте планируется использовать терминал лишь для выдачи разового билета, оплаченного наличными, - объясняет Альберт Ахметшин, генеральный директор ОАО «Удмуртавтотранс». - На следующем этапе электронным станет гражданский проездной на автобус. Мы планируем ввести его уже в августе. Терминал будет фиксировать информацию о поездке, о количестве совершенных поездок конкретным пассажиром в месяц и т.д.
По сути, изменится лишь форма билета - его основой станет электронная карта бесконтактного типа, которую кондуктор будет прикладывать к считывающему устройству терминала.
Стоимость такого билета, несмотря на множество затрат, не изменится, проясняют транспортники. В Ижевске электронный проездной на автобус будет стоить 550 рублей. Параллельно будут приниматься к оплате и бумажные проездные билеты на два и три вида транспорта. По электропроездному сохранится возможность безлимитного количества поездок в месяц. Как сейчас по обычному проездному.
Кстати, такие же проездные появятся и на всех пригородных маршрутах.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Новый проездной поможет менять и открывать маршруты
Алексей Попов, заместитель министра промышленности, транспорта и энергетики Удмуртии:
- Электронная система позволит транспортникам оперативно реагировать на изменения пассажиропотока, поскольку электронные отчеты дают объективную информацию о том, какое количество пассажиров перевезено определенным рейсом, маршрутом. На основании получаемой информации будут решаться вопросы об изменении маршрутной сети, расписания, вместимости автобусов - таким образом, чтобы это отвечало интересам пассажиров.
Источник: Комсомольская Правда
Комментарии 5
"Паны деруться, у холопов чубы трещат". Бедные кондукторы - на шее сумка-касса и мобильный кассовый аппарат, а потом еще и считывающее устройство для электропроездных. Теперь надо будет получить купюру, отбить кассовый чек, выдать сдачу. А в будущем еще и бежать к студенту в дальнем конце переполненного автобуса для фиксирования его электропроездного. Опять бюджет Ижевска/УР пилим-осваиваем?
Конечно, для столиц подобные технолгии не новость, но показательно, что это приходит в регионы: в Самаре 1 июня 2008 г. стартовал проект "Электронный проездной",
в Башкирии с декабря 2008 г. Широкие круги населения приучаются пользоваться электронными носителями информации.
Вот-вот., кондуктор в буквальном смысле слова становится носителем информации и денежных средств.
В эти выходные смог лично оценить этот процесс в Воткинске, аж пару раз :)
Действительно, ходят с маленькими кассовыми аппаратами и продают напечатанные этими кассовыми аппаратами билеты. Правда привычка воткинских кондукторов отрывать один раз и отдавать портянку, когда покупаешь на нескольких человек, никуда не делась.
У автора - явное смешение понятий. Электронная система оплаты не означает, что печатаемые на кассовом аппарате билеты-чеки сразу становятся электронными билетами. И с мая (см. заголовок) в Ижевске будут ездить не по "электронным проездным", а по бумажным, напечатанным на кассовых аппаратах.
Передача данных из кассовых аппаратов в учетную систему ИПОПАТ, конечно, упростит процесс регистрации, требующий сейчас ручной работы. Плюс будет дополнительная информация и с электронных проездных. Но скажется ли это на возможности "оперативно реагировать на изменения пассажиропотока" - это большой вопрос. Ведь учетные данные, пусть и с опозданием на сутки, поступают в учетную систему ИПОПАТ и сейчас. Удастся ли с учетом имеющихся ресурсов/резервов и аналитической информации оптимизировать процесс перевоза пассажиров - совершенно неизвестно. Тем более что на пассажиропотоки постоянно влияет множество факторов и есть постоянные колебания.
Эффективность планируемых мероприятий для повышения качества перевозки пассажиров сомнительна еще и потому, что нет каких-либо численных показателей эффективности, хотя бы как в той же пресловутой, пусть даже и спорной, стратегии развития информационного общества, Потому вызывает сомнения как возможный эффект от мероприятий так и их целесообразность в текущих условиях.
Об иных возможных эффектах от внедрения системы, кроме качества перевозок, в статье не упоминается :).