Перед гиперпрыжком в облако не забудь про план "Б"
Перед началом работы в облаке ИТ-аналитик обязан собрать необходимую информацию о возможностях импорта-экспорта данных, иначе усилия, затраченные на ввод данных на облачный сервис, могут стать камнем на шее.
Наличие «плана Б» – это естественный пункт в чек-листе разработки, внедрения и существования любой информационной системы. И, как правило, все клиентоориентированные облачные вендоры по умолчанию предполагают варианты выхода из облака.
Перед началом работы в облаке ИТ-аналитик обязан собрать необходимую информацию о возможностях импорта/экспорта данных, иначе усилия, затраченные на ввод данных на облачный сервис, могут стать камнем на шее, и переход на другой облачный сервис, возможно, более удобный и современный, будет слишком дорогим процессом.
Покажи мне, кто ты
Типизируем вендоров по сложности процедуры выхода.
Тип «Хан Соло»
Облачные вендоры, довольно известные, но небольшие, могут резко менять вектор движения и двигаться преимущественно в сторону заказчика, однако вектор может поменяться в любой момент.
Они могут реализовать любой импорт/экспорт для того, чтобы завлечь клиента, но следующее обновление может перечеркнуть все наработки.
Тип «Йода»
Вендоры-титаны. Они прошли все мыслимые и немыслимые кризисы, имеют четкую стратегию работы с пользователем. Заранее обговаривают все варианты взаимодействия. Из коробки обеспечивают импорт/экспорт данных, при необходимости смогут реализовать требуемую функциональность выгрузки, но это будет стоить денег.
Тип «Дарт Вейдер»
Крупные организации, инвестировавшие в облако, имеющие известный бренд и огромный штат сотрудников. Считают свой продукт единственно верным и всячески будут препятствовать выходу заказчика из сервиса. Они стремятся сделать облачный сервис наиболее функциональным, реализуют на сервисе практически все возможности, которые были когда-либо заявлены конкурентами. Это в итоге может привести к хаосу внутри компании пользователя и усложнению процесса работы с системой.
Сервис будет иметь скудные возможности выгрузки данных. Побег от этого вендора будет невероятно сложным.
Тип «R2D2»
Сервисы таких вендоров максимально просты и понятны, имеют ограниченную но во многих случаях достаточную функциональность. Заказчики любят эти системы за простоту, стабильность и надежность. Выгрузка данных из сервиса будет реализована с помощью универсальных форматов (Excel, CSV), на возможность индивидуальной доработки экспорта/импорта не стоит рассчитывать.
«Используй силу, Люк»
При первом знакомстве с облачным сервисом обязательно уточните у специалистов вендора возможность загрузки/выгрузки данных, будет ли возможность реализовать экспорт данных в необходимом формате, и сколько будет стоить такая выгрузка.
Вендоры «Йода» и «Дарт Вейдер» обычно имеют вариант системы для локальной установки. В случае неэффективности облака, частых проблем со связью, вариант с переносом сервиса с данными на локальный сервер компании будет наилучшим решением.
Относитесь с осторожностью к вендорам типа «Хан Соло». В конце концов, вы просто можете потерять данные.
Для молодых компаний с небольшим объемом данных идеально подойдут вендоры типа «R2D2». В дальнейшем при росте организации появится возможность перенести данные на площадку «Йода».
Если вы уже пользуетесь услугами «Хан Соло», начните создавать копии важных документов и прочих текстовых данных, которые хранятся на облаке.
Выбирайте сервис того вендора, который предоставляет почтовую рассылку о входящих заданиях. В таком случае при проблемах на стороне провайдера управление бизнес-процессами будет дублироваться, информация о заданиях не потеряется.
«Теперь будь храбр и не оглядывайся назад»
Не так давно в связи введением непопулярных мер ограничения объема бесплатных ресурсов на сервисах Microsoft OneDrive и Evernote, пользователи начали мигрировать на другие аналогичные ресурсы. Начали набирать популярность специальные сервисы и приложения, которые позволяют в автоматическом режиме переносить данные из одного сервиса в другой.
Так, например, большую популярность получил сервис Mover (https://mover.io/), который позволяет обеспечить трансфер данных между облачными хранилищами (Box, Dropbox, SugarSync, Copy, Egnyte, SharePoint, Google Drive, Amazon S3, (S)FTP, WebDAV и другие), а также средство импорта из Evernote в OneNote (https://www.onenote.com/import-evernote-to-onenote).
Вероятно, популярность таких сервисов и программных продуктов будет расти, и подобные предложения появятся для большинства облачных сервисов.
«Сосредоточься. Почувствуй Силы течение»
Можно проследить аналогию между невозможностью быстро и удобно перенести данные в другую систему с невозможностью перенести номер телефона к другому провайдеру. 1 декабря 2013 года вступил в силу закон об услуге по переносу мобильных номеров (Mobile Number Portability, MNP). Т.е. законодательно была закреплена возможность по переносу номера телефона к другому провайдеру.
К настоящему времени процесс перехода от одного оператора к другому стал обыденным явлением. Отмена «мобильного рабства» оказала сильное влияние на рынок мобильных сетей - рынок активизировался. Мобильные операторы были вынуждены инвестировать значительные ресурсы в быстрое перестроение алгоритмов работы, вносить изменения в инфраструктуру. Пользователи смогли получить новые выгодные предложения, был снижен негатив пользователей за счет того, что они получили уверенность, что телефонный номер под их контролем. За 3 года ситуация на рынке стабилизировалась, пользователи в последнее время не торопятся менять оператора. По материалам Forbes (https://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/279657-god-svobody-kto-vyigral-ot-otmeny-mobilnogo-rabstva), причина этого кроется в том, что предложения операторов выровнялись, и пользователи теперь не видят смысла в переходе на другого оператора.
В случае широкого распространения облаков, вероятно, будет законодательно закреплена возможность выгрузки данных из облака в файлы какого-либо стандартизованного формата.
«Да пребудет с тобой Сила»
Если смотреть на аналогию с мобильными операторами, видится, что предложения облачных вендоров, в конце концов, станут почти одинаковыми, и потребитель уже не захочет разбираться в преимуществах и недостатках того или иного предложения. Получат развитие универсальные сервисы трансфера данных между облачными сервисами.
Большая часть рынка достанется крупным облачным сервисам, которые ориентированы на потребности заказчиков. «Йода» и «Дарт Вейдер» будут править балом, «R2D2» закроет потребности молодых компаний, «Хан Соло» может исчезнуть совсем.
Комментарии 4
Ирина, спасибо за комментарий! Если данная тема будет популярна, субъективная оценка будет сделана в рамках серии статьей.
Андрей, а какие условия прописываются по хранению выгружаемых данных после их выгрузки из облака? Они уничтожаются? Или какое-то время еще хранятся?
Есть ли какие-то общепринятые нормы, или это решается индивидуально для каждого клиента?
А вот, кстати, да. Облачные операторы уже проанализировали закон Яровой? Надо им обеспечивать хранение любых данных полгода после "удаления" или нет?
Вопрос хранения данных заказчика довольно интересный и сложный, стоит отдельной статьи, и, возможно, на основании интервью крупных провайдеров.
По разъяснению И. Яровой (https://lenta.ru/news/2016/07/04/yarovaya/): «Закон не предлагает хранить информацию. Закон дает только право правительству Российской Федерации в течение двух лет определиться, а надо что-то хранить или не надо, в каком объеме, в отношении какого среза информации»
В большинстве случаев, срок хранения данных в облаке согласуется с заказчиком индивидуально.