Электронное правительство: спрос и предложение
Электронное правительство: спрос и предложение
Памяти всех пострадавших при внедрении ИТ-решений
от сопротивления "благодарных" пользователей ИТ, посвящается.
Со смешанным чувством знакомился с докладом «О развитии электронного правительства в Российской Федерации и готовности федеральных органов исполнительной власти к переходу на оказание государственных услуг населению с использованием Интернета», подготовленным Институтом современного развития и Институтом развития информационного общества и представленным в апреле 2009.
Вообще иллюзий относительно текущей готовности нашей страны и общества в целом к электронному правительству (ЭП) у меня нет. И недавние оценки ООН – 60-е место среди 192 стран - тому подтверждение. Для сравнения, в 2005-м мы были на 50-м месте.
В докладе выделил несколько интересных моментов.
Во-первых, стилистика. С одной стороны - радующие глаз и ум определения «достигнут высокий уровень», «стали предметом регулярного рассмотрения», с другой - «пока добиться не удалось», «фактически сорваны все сроки».
Однако, хотя «до сих пор не сформирована» и «до настоящего времени не разработана», но при этом «положительным моментом является».
Все это очень напомнило мне пьесу Г.Горина: «арестованы актеры, разоблачен мошенник-слуга… Успех - это успех» «Однако кое-что еще вселяет тревогу: актеры сбежали, мошенник-слуга восстановлен в прежней должности».
Выстроить в череде перемежающихся плюсов и минусов целостную объемную картину не так-то просто. И не буду. Благо конечная оценка - 60-е место - и так известна.
Но была интересна информация о составляющих композитного индекса готовности к ЭП:
• индекс развития государственных веб-сайтов;
• индекс развития национальной телекоммуникационной инфраструктуры;
• индекс развития человеческого капитала.
Ну, сколько потрачено средств, сил и нервов на инфраструктуру, писать смысла нет. Число приобретенных компьютеров, объем потраченных на технику и программы средств – несомненный и абсолютный успех!!! О важности, доступности и распространенности интернета, необходимости публикации информации и взаимодействии с ведомствами через веб-сайты также говорили немало. Даже недавний закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» № 8-ФЗ поднимает ту же тему.
А вот индекс развития человеческого капитала – показатель интересный и, по-моему, пока недостаточно замусоленный. А ведь именно этот индекс определяет как уровень организационной и психологической готовности органов власти к использованию принципов электронного правительства, так и соответствующий уровень готовности населения.
То, что по данному индексу развития мы в рейтинге ООН занимаем 27-е место, лично меня удивило. Ведь буквально летом 2008 звучали фразы Д.Медведева: «чиновник, не владеющий навыками пользования компьютером, не может эффективно работать», «Или учись, или, что называется, “до свидания”», «нет реальных подвижек и во внедрении ... электронного документооборота».
С другой стороны в упоминавшемся уже законе 8-ФЗ есть, например, такая формулировка, адресованная, кстати, к руководителям и служащим госаппаратов и муниципалитетов: «Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами». Это значит, глава некоего муниципального образования легко может отдать распоряжение о «лингвистических требованиях» и проконтролировать результаты? Не знаю, как вас, а меня впечатлило. Может зря уже сетуем на низкую ИТ-грамотность государственных и муниципальных служащих? И я меряю уровень готовности госслужащих к ЭП мерками прошлого века?
Ответ был мною получен почти сразу, после ознакомления с программами подготовки и переподготовки по ИТ государственных и муниципальных служащих в институте повышения квалификации госслужбы (ИПК Госслужбы). В перечне соответствующих курсов (к слову, по 80 часов обучения!) мною были найдены:
• основы работы на компьютере (Windows XP, MS Word, MS Excel);
• использование MS Office в профдеятельности (Windows XP,Word,Excel,PPoint, Outlook, Explorer);
• работа с табличными данными средствами MS (Excel, Access);
• MS Office 2007;
• Создание документов в формате HTML и основы организации WEB-сайтов;
• Работа в комплексе 1С.
По большому счету это все, дамы и господа!
А вы рассчитывали узнать, что госслужащих учат использовать технологию «одного окна»? Электронный документооборот и основы юридически значимого электронного документооборота? Принципы работы с персональными данными (см. закон №152-ФЗ от 27 июля 2006) или задачи построения электронного правительства?
О том, что кроме «знать» надо еще и «хотеть», т.е. необходимо мотивировать служащих использовать ИТ с учетом их интересов, я вообще молчу. Это - классика менеджмента, которому, кстати, как будто тоже учат в том же ИПК Госслужбы.
Так откуда же нашим служащим знать, как надо рационально создавать и организовывать пресловутые многофункциональные центры? О том, к чему приводит незнание и неумение, уже было. Почему, спрашивается, наши министерства и ведомства федерального, регионального и муниципального уровня должны уметь использовать и, кстати, жаждать электронный документооборот или работать над оказанием услуг гражданам в электронном виде?
Давайте зайдем еще и с другой стороны. Выйдем на улицу и спросим случайно попавшихся нам 100 прохожих: «Вы хорошо знакомы с концепцией развития информационного общества?», «Вам необходимы для повышения качества жизни электронные административные регламенты и электронные услуги?».
Если будет процентов 25-30 ответов типа «А как же!», «Само собой!», придется мне съесть свою шляпу. Но что-то подсказывает мне, что скорее анкетируемые будут у виска крутить «вежливо» уклоняться от ответа или удивляться.
Ну и в итоге 2 мысли. Первая – если мы и впрямь при таком положении дел на 27-м месте по индексу развития человеческого капитала по готовности к ЭП, то не химера ли пока сегодня ЭП и в других странах? Ну а вторая мысль – о приоритетности работ по просвещению и вовлечению как граждан, так и всех сотрудников госорганов в процесс построения ЭП. Ведь чтобы было развитие, спрос должен несколько опережать предложение. Т.е. желание и готовность как чиновников, так и граждан применять ИТ в управлении государством - более определяющая для результата величина, чем инфраструктура, веб-сайты (из категории предложение), даже нормативная база в конце концов.
Комментарии 3
Вторая сторона медали - кто будет учить? "Стучать" на компьютере научат многие, а вот специалистов, по-настоящему разбирающихся в проблемах электронного правительства, - единицы. Они, в основном, работают в бизнесе и стоят дорого.
Ну, не так уж всё плохо! Только один пример: При получении второго высшего образования по специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления" в Российской акадении государственной службы преподаются курсы: "ИКТ в ДОУ", "Электронный документооброт", "Электронные архивы" и др. Аналогичные курсы, знаю, есть и в других ВУЗах.
Вторая сторона медали - кто будет учить? ... специалистов, по-настоящему разбирающихся в проблемах электронного правительства, - единицы
То, что учить и мотивировать госслужащих необходимо, я так понимаю, спору нет.
В Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. # 1244-р) в разделе "Повышение квалификации государственных служащих в области информационных технологий" определено:
В целях обеспечения необходимого уровня квалификации государственных служащих по использованию информационных технологий создается система подготовки (переподготовки) кадров на основе:
определения требований к квалификации и навыкам ...;
внедрения унифицированных процедур оценки квалификации сотрудников;
развития инфраструктуры региональных центров по подготовке и повышению квалификации ...;
разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных служащих, а также необходимых методических материалов;
профессионального обучения и сертификации персонала, ответственного за разработку и внедрение государственных информационных систем и ресурсов;
...
информирования государственных служащих о передовом опыте и инновациях в сфере информационных технологий;
создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными служащими информационных технологий.
То есть о необходимости обучения, разработки программ, создания центров и появления тех самых специалистов, которые могли бы обучать и госслужащих думали.
Но в плане реализации данной концепции обозначили лишь необходимость внесения изменений в программу "Электронная Россия" и определение квалификационных требований к госслужащим в области использования ИТ. О том, что надо менять программы обучения ИТ, строить систему центров обучения и масштабно обучать, видимо, банально забыли
Кстати и о гражданах в той же концепции есть пара слов:
Принимаются меры, направленные на продвижение и популяризацию информационных технологий, повышение квалификации граждан и организаций
Т.о., Наталья, проблема опять же не в том, в 1-ю очередь, что нет специалистов, а в качестве менеджмента как по реализации данной концепции, так и вообще ...
И речь, конечно, не только в том, что надо учить электронному документообороту, а, по большому счету, в формировании общей культуры граждан и правительства, обеспечивающей готовность общества к использованию принципов электронного правительства. Правда по отчету ООН мы, повторюсь, на 27-м месте из 192. Абстрактно - вроде и неплохо. На практике же - абсолютно не впечатляет ...
При получении второго высшего образования по специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления" в Российской акадении государственной службы преподаются курсы: "ИКТ в ДОУ", "Электронный документооброт", "Электронные архивы"
А кто, Наталья, проходит данные курсы? Вероятно в первую очередь именно специалисты по ДОУ. Масштабного же обучения как электронному документообороту, так и принципам построения и работы электронного правительства госслужащих и граждан не было и пока нет, увы. И в этих условиях удивляться тому, что не идут определенные процессы, было бы странно. Процессы зависят от людей, участников. Без их подготовки и мотивации, как вы и сами как-то упоминали, наивно ожидать результатов.
Валерий, Вы совершенно правы! С основами электронного правительства должна знакомить школа. Вообще говоря, по-настоящему жизнеспособное электронное правительство должно быть удобно и выгодно не только гражданам, но и чиновникам; и тогда чиновники будут заинтересованы в том, чтобы приучать граждан к современным технологиям :)