Электронный мир и мелкая моторика
Работа на компьютере в отличие от письма рукой не развивает мелкую моторику.
В процессе подготовки ребенка к школе "зацепилась" за утверждение педагога, что как бы не были полезны для детей развивающие компьютерные игры, но мелкую моторику они не развивают. Стучать по клавишам и писать от руки - далеко не одно и тоже.
Зона, принимающая и обрабатывающая сигналы от кистей рук, занимает около трети объема нашего мозга и находится рядом с речевой. Хорошее развитие мелкой моторики благотворно влияет на улучшение внимания, мышление, координацию, воображение, наблюдательность, память, речь. Поэтому развитию мелкой моторики у детей уделяется много внимания родителями и педагогами в детском саду. Но меня заинтересовал вопрос: как влияет на взрослых отсутствие необходимости что-то делать руками.
Если школьники и студенты еще пока много пишут, то вот большинство офисных сотрудников преимущественно стучат по клавишам и писать почти разучились. Такая "гиподинамия рук". Если раньше у руководителя был шанс остаться самым умным, т.к. ему надо ежедневно подписывать кипы документов, так теперь замаячившее на горизонте активное использование ЭЦП и у него этот шанс отбирает. А еще возможно и медикам писать меньше придется...
Я не специалист, но что-то мне подсказывает, что большинство навыков, прививаемых в детстве, надо поддерживать, чтобы они не атрофировались с годами. И если развитая в детстве мелкая моторика, влияющая на мозг, перестает поддерживаться, то этот самый мозг тоже наверно начинает "расслабляться". А если мы при этом еще и говорить меньше станем, т.к. перейдем на электронные средства коммуникаций, так с речью совсем туго будет. Получается, что прогресс "в мировом масштабе" приводит в регрессу отдельной личности (во сказанула!).
Безусловно, возвращать бумажные документы, составленные "от руки", ради развития офисных работников не стоит. Но можно искать другие пути тренировки рук: рукоделие, сборка моделей самолетов,игра на музыкальном инструменте, оригами (вот куда можно пристроить съкономленную СЭД бумагу!). Кстати, оригами можно заняться и на рабочем месте, например, разговаривая по телефону, а на длинном совещании многие сотрудники рисуют.
Может у вас еще есть идеи, как не отходя от рабочего места и не в ущерб работе восполнить недостающую работу рук?
Комментарии 7
У современного офисного работника есть куда более серьезные проблемы, связанные с изменением орудий производства: гиподинамия, сколиоз (далеко не все соблюдают правило посадки на стуле и очень не многие работадатели обеспечивают свои офисы эргономически правильно спроектированной мебелью), туннельный и шейно-плечевые синдромы, ...
Так что переживать об отсутствии мелкой моторики я бы не стал.
Я не спорю - мелкая моторика не самая большая проблема офисного работника, просто о проблемах остеохондроза и методах борьбы с ним много пишут и уже все знают, а вот про мелкую моторику - я еще не сталкивалась.
Предупрежден - вооружен :)
В США количество уроков письма в школах сокращают... Надеюсь у нас до этого не додумаются. Хотя если учесть, что вдруг срочно понадобилось по стандарту огородить школы заборами, то и до этого не далеко.
Миша, написал аналогичный комментарий на 3 абзаца, но движок его убил. Абсолютно согласен -- и с тем, что набор на клавиатуре развивает моторику не хуже игры на гитаре или аккордеоне, и что письмо никуда не исчезнет (правда, ограничивается оно не только стикерами, но и записями на лекциях, быстрыми расчетами, многостраничными заметками на семинарах, совещаниях и конференциях). Рисование опять же остается.
Ну а все эти "охи и ахи" по отсутствию письма можно сравнить с аналогичными переживаниями по поводу отмены чистописания или перехода на шариковые ручки с чернильных перьев (в 80-е, когда я учился в начальной школе, нам, например, запрещали шариковые ручки -- только перьевые "для правильного почерка"). Не будем ретроградами!
Это явно не самое главное, из-за чего стоит переживать =)