Обзор нормативно-правовой базы делопроизводства. Последние и ожидаемые изменения.
Как внешние, так и внутренние коммуникативные взаимодействия организации будут нерезультативны в полной мере без изучения нормативно-правовой базы делопроизводства или документационного обеспечения управления.
Без изучения и использования нормативной базы невозможна организация эффективного делопроизводства, начиная с органов государственной власти и заканчивая работой небольшой коммерческой организации. Как внешние, так и внутренние коммуникативные взаимодействия организации будут нерезультативны в полной мере без изучения нормативно-правовой базы делопроизводства или документационного обеспечения управления (ДОУ).
Определение. Документационное обеспечение управления — деятельность, целенаправленно обеспечивающая функции управления документами. |
Электронное делопроизводство Краткий экскурс в историю российского делопроизводства ясно дает понять, что эта область деятельности неразрывно связана с развитием государства. Действующая в Советское время государственная система повлекла за собой логичное для того времени единообразие в системе делопроизводства. Формализованные принципы создания и архивного хранения документов, утвержденные и обязательные к использованию формы документов, организованное оптимальное движение документов не могло не способствовать дальнейшему развитию системы делопроизводства.
Нормативно-правовая база делопроизводства сегодня — это ряд законов, актов, методических документов, которые помогают создать: технологию обработки документов, их хранения, использования в работе учреждения. Деятельность любой организации строится на основании правил законодательно-правовых актов, предполагающих работу с документированной информацией.
Подробнее о электронном делопроизводстве |
Как и кем регулируется сфера делопроизводства в рамках Российской Федерации
Государственное регулирование делопроизводства обеспечивается Федеральным архивным агентством, которое осуществляет межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль за организацией документов в делопроизводстве федеральных органов государственной власти, координирует развитие государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации.
Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти несут ответственность за организацию документационного обеспечения в органах исполнительной власти, разрабатывая соответствующие нормативные правовые акты.
Состав нормативной базы
Нормативную базу делопроизводства составляют:
Законы:
- Кодифицированные законы (кодексы)
- Федеральные законы РФ
Подзаконные акты на уровне федерации:
- Нормативные указы Президента Российской Федерации
- Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:
Законодательные акты субъектов Российской Федерации и правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитываются при организации делопроизводства органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также организациями, учреждениями и предприятиями, действующими на их территории.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.).
Регламентируют вопросы документационного обеспечения как общественного, так и ведомственного характера (могут быть использованы как информационно-справочные материалы для предприятий и организаций, не попадающих в зону подчинения):
Технические регламенты и национальные стандарты в области документационного обеспечения управления.
Оформление документов регламентируется стандартами для придания им юридической силы, а также для удобства работы с ними. Стандарт описывает типовой образец, которому должны соответствовать документы, системы и технологии. Область действия стандартов и их содержание определяются государственными органами управления. В соответствии с законом «О стандартизации» государственные стандарты принимает Госстандарт.
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
Все классификаторы, а также методические документы по их разработке составляют Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ). В настоящее время действует более 30 общероссийских и общесоюзных классификаторов. По области действия классификаторы подразделяются на общероссийские, отраслевые и классификаторы предприятий.
Унифицированные системы документации.
Государственная система документационного обеспечения управления.
Нормативные правовые акты, издаваемые руководством учреждений, организаций и предприятий.
Нормативные и методические документы по делопроизводству в учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также соответствующими министерствами и ведомствами. Документ обладает юридической силой, если он оформлен в соответствии с общепринятыми нормами создания и оформления. Во всех организациях и учреждениях должны быть единые правила оформления однотипных документов, то есть должно быть четко определено, как создавать документ, какие должны быть реквизиты, кто имеет право подписи и какие печати должны удостоверять его подлинность. В учреждениях для правильной организации документационного обеспечения управления разрабатываются собственные локальные нормативные акты — документы организационного, инструктивного, методического характера, действие которых ограничивается деятельностью служб, подразделений и работников издавшего его учреждения.
Развитие законодательной базы
В современных условиях законодательная база в области делопроизводства и архивного дела требует дальнейшего развития и совершенствования, особенно в части электронного документирования, электронного документооборота и создания электронных архивов.
Если говорить о состоянии нормативно-правовой базы сферы делопроизводства в современных условиях, то нельзя не отметить, что законодательная база в области делопроизводства и архивного дела требует дальнейшего и скорейшего развития и совершенствования.
В большей степени это в первую очередь касается электронного документирования и документооборота, а также создания электронных архивов.
Основные тенденции развития законодательно-нормативной базы в области управления документами в России
- Попытка гармонизировать российское законодательство в области управления документами с законодательством Европейских государств, а также стран ближнего зарубежья и СНГ.
- Ужесточение требований к определенным видам деятельности, в том числе к документированию этой деятельности.
- Активное расширение сферы использования электронных документов, как в государственном управлении, так и в коммерческой деятельности.
Сложности переходного периода обусловлены многоуровневостью законодательно-нормативного регулирования не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.
Принятые законодательные изменения и те изменения, которые планируется внести в законодательство в ближайшее время, показывает, насколько они масштабны и значительны. Принятое законодательство пока не может в полной мере эффективно применяться, поскольку для этого необходимо разработать значительное число подзаконных нормативных актов.
Самый, пожалуй, актуальный вопрос в нормативной базе сегодня — это обеспечение правового статуса электронного документа в течение его жизненного цикла.
В ближайшее время нормативно должна быть решена задача по обеспечению юридической силы, аутентичности и подлинности электронных документов.
Разрозненный характер законодательства не дает возможность сформировать государственную конструкцию информационной системы, обеспечивающей эффективное функционирование СЭД, в т. ч. в различных архивах.
Несмотря на трудности, работа по развитию и совершенствованию нормативной базы делопроизводства движется.
Отдельные примеры последних разработок нормативных актов
В 2013 году ВНИИДАД разработаны «Рекомендации по комплектованию, учету и организации хранения электронных архивных документов в архивах организаций» и «Рекомендации по комплектованию, учету и организации хранения электронных архивных документов в государственных и муниципальных архивах». Также ВНИИДАД проводилась работа по теме «Архивоведческие и документоведческие функциональные требования к информационным системам, обеспечивающим электронный документооборот в процессе внутренней деятельности федеральных органов исполнительной власти».
Проводится актуализация Общероссийского классификатора управленческой документации.
Идет работа по подготовке новой редакции Основных правил работы архивов.
Завершена разработка терминологического госстандарта «Делопроизводство и архивное дело».
Издан словарь «Управление документами. Термины и определения»
Идет работа по созданию словаря видов и разновидностей современной управленческой документации.
Назрела острая необходимость в переработке ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
Планируется к разработке стандарт «Информация и документация — Система управления документами — Основные положения и словарь».
На заседании Правительства РФ 19 июня 2014 г. был одобрен законопроект об отмене ограничений на использование электронных документов, что позволит увеличить объем документооборота в электронной форме. Это в свою очередь будет способствовать повышению эффективности взаимодействия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и органами самоуправления.
В целях модернизации правового регулирования использования электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве Минюстом создан проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Инициаторы законопроекта подчеркивают возможность использования в уголовных или арбитражных процессах в виде доказательств электронных документов или данных, которые не имеют бумажных аналогов. Если Госдума РФ одобрит данный законопроект, он вступит в силу с 1 января 2016 года.
Этот перечень можно продолжать и далее. Поэтому в задачи службы ДОУ должны входить обязанности по отслеживанию изменений в нормативной базе делопроизводства, актуализации своих нормативных актов, а также доведение этой информации до управленческого аппарата организации.
Проверь себя
Проверьте свои знания по заданиям:
- Перечислить актуальные нормативные акты по делопроизводству одной из категорий:
- Законы
- Подзаконные акты на уровне федерации
- Технические регламенты и национальные стандарты в области документационного обеспечения управления.
- Перечислить актуальные нормативные акты в части архивного хранения документов.
- Перечислить актуальные нормативные акты по делопроизводству с учетом электронного документооборота.
* * *
В следующей статье рассмотрим локальные нормативные акты как организационную основу делопроизводства.
Комментарии 1
Я хотела бы отметить по поводу этой статьи следующее:
- Государственное регулирование делопроизводства Росархивом - миф, в который с каждым днем верит всё меньше специалистов отрасли. У Росархива для этого на данный момент нет ни полномочий, ни сил. Есть, правда, другой орган (угадайте, какой?), который наделен полномочиями устанавливать порядок работы с документами для наиболее значимых секторов экономике страны, и контролировать его :)
- Росстандарт (на заметку автору - Госстандарта уже давно нет) ничего не регулирует. Касающиеся делопроизводства стандарты применяются на добровольной основе; автор же почему-то приравнивает разработку стандартов к разработке нормативных актов... При этом о разработанном за последние годы комплексе отечественных стандартов так ничего и не было сказано - а ведь на ГОСТ Р 6.30 жизнь не закончилась :)
- ГС ДОУ лучше было бы не поминать всуе - она никогда не вводилась нормативными актами, и в любом случае к настоящему времени безнадежно устарела. Мир её праху!
- Да, законодательно-нормативные требования рассеяны по целому комплексу законов, Постановлений Правительства и нормативных актов министерств и ведомств (включая региональные). Разные отношения регулируются по-разному. Кроме того, есть ещё судебная практика, которая многое ставит на место. Анализировать эти материалы сложно, но это не повод подменять разговор о развитии законодательно-нормативной базы информированием о не имеющих пока существенных последствий НИР, выполненных ВНИИДАД.