Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Взаимодействие и групповая работа

Автоматизация медицины

  7 комментариев Добавить в закладки

Решила поделиться впечатлениями от четырехнедельного больничного, с которого только что вышла. За это время я успела воспользоваться «всем спектром услуг»: побывала на нескольких приемах в поликлинике, вызывала «скорую» и, в конце концов, оказалась в больнице.

Наша медицина имеет ряд очевидных с точки зрения пациента проблем, которые имеют вполне реальное решение силами программиста. Диагноз: пора автоматизировать!

Как оказалось, эта тема интересует не только меня (вот некоторые материалы о документообороте в медицине, концепции информатизации здравоохранения, электронной истории болезни).

Начнем сначала. Поликлиника. По месту жительства попасть к терапевту оказалось достаточно сложно. Сначала в регистратуре необходимо взять карту и талон. Кстати, регистратуру автоматизировали несколько лет назад, но как таковой комплексной системы нет. Насколько я поняла, есть единая база данных пациентов. Система позволяет печатать талоны, а также обложки карт. На карте и талоне напечатан штрих-код, поэтому поиск пациента в базе данных происходит достаточно быстро.

Прием у врача должен идти по записи, но очередь пополняется теми, кто записаться не смог. В любом случае ждать приходится по часу-два. Если необходима консультация узкого специалиста, нужно снова записаться в регистратуре и простоять в очереди.

Имея единую систему учета рабочего времени врачей поликлиники, можно было бы избежать длинных очередей у кабинетов (в конце концов, можно предусмотреть запись через интернет), а также проследить занятость врача (возможно, перераспределить пациентов или оплачивать труд специалистов пропорционально проделанной работе). Сводка данных могла бы автоматически попадать в регистратуру для дальнейшего анализа. Кроме того, было бы удобно записываться к узким специалистам через терапевта.

Теперь об амбулаторных картах: толщина некоторых экземпляров достигает 10 см. В карту заносятся жалобы пациентов, тут же ставится диагноз и делаются назначения. Все это в достаточно свободной форме, найти что-то в старых записях очень сложно (особенно если вспомнить легенды о почерке врачей). Кроме того, в карту подклеиваются различные анализы, которые легко теряются (иногда вместе с картой). И это все необходимо где-то хранить.

Введение электронных карт решило бы проблему. Все хранилось бы в удобной форме, а при необходимости просто отправлялось бы на печать. С электронными картами проще было бы работать. Например, для руководства медицинского учреждения, легко составить отчет о количестве тех или иных заболеваний за определенный период. Для лечащего врача – составить картину перенесенных заболеваний пациента за всю жизнь, список непереносимых лекарственных препаратов и другие необходимые сведения. Кроме того, проще было бы осуществлять плановую диспансеризацию (рисуется картина будущего: рассылка приглашений на диспансеризацию пенсионерам по e-mail). Как оказалось, идея электронной карты появилась еще несколько лет назад, предлагалось ввести медицинские флэш-карты, но широкого распространения пока они так и не получили.

В стационаре дело обстоит еще хуже. Нет даже минимальной автоматизации. Когда я туда попала, мне пришлось вспомнить все детские болезни и препараты, которые я принимала (а ведь было бы удобно использовать все ту же электронную карту). В итоге мне завели новую карту, данные в ней, естественно, оказались неполными.

Система работы медицинского персонала выглядит примерно следующим образом: врач обходит больных, делает назначения в карте. Медицинские сестры переписывают назначения в свои журналы. В соответствии с этими журналами выдаются таблетки, ставятся уколы, капельницы, производятся другие процедуры. Главная проблема состоит в том, что информация идет слишком долго (например, днем врач назначил уколы, а назначения переписывают только следующим утром, таким образом, фактическое лечение начинается только через сутки). Та же самая проблема с отменой назначений. Введение все тех же карт повысило бы оперативность работы, а также избавило бы медицинских сестер от лишней бумажной работы – назначения могут напрямую попадать к ним от врача.

Это только минимум, который действительно необходим для более эффективного медицинского обслуживания. На самом же деле, в этой области действительно «есть, где развернуться». Быстрыми темпами развивается компьютерная диагностика, она приобретает все большую популярность среди населения. Введение единой справочной системы по заболеваниям и лекарственным препаратам тоже облегчило бы жизнь и врачам, и пациентам. Кроме того, при помощи современных средств коммуникации, можно назначать и проводить консилиумы.

Для комплексной автоматизации медицинских учреждений необходимо, в первую очередь, разработать программное обеспечение. К разработке нужно подключить высококвалифицированных специалистов IT-области и области здравоохранения. От выбора исполнителей данного этапа зависит дальнейшее качество работы одной из важнейших сфер обслуживания населения.

Затем закупить оборудование и развернуть IT-инфраструктуру, а это обойдется недешево.

Что очень важно, необходимо провести качественное обучение медицинского персонала. Стоит ввести обязательное обучение студентов в образовательных учреждениях, а также дополнительное обучение медицинских работников с опытом работы (сотрудники учреждений здравоохранения проходят обязательное повышение квалификации каждые несколько лет). В любом случае, и на это потребуются крупные вложения.

В итоге, все снова упирается в финансирование.

Тем не менее, лично для меня автоматизация медицины остается открытой темой. Все понимают важность эффективной работы здравоохранения, и я надеюсь, что государство найдет на нее средства или предложит альтернативные источники финансирования.

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (7)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев