Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
Учебники Просто о СЭД ЭП/ЭЦП Внешний документооборот Цифровая трансформация Эксперты
Нормативные документы и правовые аспекты

Мнение ФНС об электронных посадочных талонах

  2 комментариев Добавить в закладки

В январе 2019 г. Минтранс выпустил приказ, согласно которому пассажир после прохождения электронной регистрации на сайте авиаперевозчика получает электронный посадочный талон на свой мобильный, указанный при бронировании. Подойдет ли такой формат документа для отчета за командировочные расходы?

Пассажиру предоставляется выбор:

  1. распечатать посадочный талон самостоятельно;
  2. получить посадочный талон, оформленный на бумажном носителе, в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта;
  3. использовать посадочный талон только в электронном виде.
  4. Возможность использования последнего варианта появляется только при наличии в аэропорту информационной системы, включающей в себя электронную базу данных досмотра, и устройства, сканирующего штриховой код, содержащийся в посадочном талоне, оформленном в электронном виде. При прохождении предполетного досмотра сотрудник аэропорта может считать штрихкод с экрана смартфона пассажира, сверить документы пассажира с данными информационной системы, далее в случае успешного досмотра сделать отметку в электронной базе данных досмотра. Если в дальнейшем пассажир покидает стерильную зону аэропорта, то сотрудник аэропорта снимает отметку.

    Подойдет ли командированным?

    Вариант использования электронных посадочных талонов удобен как минимум тем, что он не может потеряться в отличие от бумажного оригинала. Для пассажиров, которые летят отдыхать или в гости, такой вариант будет удобен. Но для сотрудников компаний, направляющихся в командировку, такой вариант не подойдет. Это связано с требованием наличия подтверждающих документов для авансовых отчетов.

    Знаете ли вы?

    Сами авансовые отчеты уже давно можно вести в электронном виде. Об этом явно говорится в письме Минфина России от 12.04.2013 № 03-03-07/12250.

    Важно!

    Авансовые отчеты сотрудники могут подписывать, используя простую электронную подпись или усиленную неквалифицированную подпись при введении соответствующего внутреннего регламента в организации.

    Подробнее: Электронные авансовые отчеты: а что, так можно?

    Минфин помимо авиабилета требует ещё оригинал посадочного талона на бумажном носителе с обязательной простановкой штампа о досмотре (письма Минфина России от 09.10.2017 № 03-03-06/1/65743, от 06.06.2017 № 03-03-06/1/35214). После введения приказа ФНС выпустила письмо от 11.04.2019 № СД-3-3/3409, в котором по-прежнему звучит требование о предоставлении бумажного оригинала талона.

    Также остается доступным вариант предоставления справки от авиаперевозчика взамен посадочного талона со штампом. Но распечатать посадочный талон и проставить штамп легче, чем оформлять справку. В письме ФНС указано: «В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть представлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов».

    В итоге для подтверждения факта авиаперелета процесс предоставления отчетных документов остался без изменений — он «бумажный».

    Что интересно, в отношении железнодорожных перевозок ФНС разрешает предоставлять в качестве подтверждающих документов только контрольный купон электронного проездного документа (билета), полученный при покупке билета через интернет. Возможна ситуация, когда сотрудник мог купить билет на поезд, никуда не уехать, но при этом приложить билет к авансовому отчету. Налоговая при проверке никак не может проверить факт свершения поездки и доверяет работодателям (надеясь на их добросовестность?). Почему в отношении авиабилетов нет подобного «доверия» — споры на эту тему идут до сих пор, но воз и ныне там.

    В отношении железнодорожных перевозок ФНС разрешает предоставлять в качестве подтверждающих документов только контрольный купон электронного проездного документа.

    Тем не менее, избежать бумажной волокиты вполне реально и в настоящих условиях. Каким образом? Читайте в статье «Отправляем в командировку — минимум бумаги и беготни».

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (2)
Тимур Шайхутдинов 03 июня 2019 г. 15:30  

В целом все так и есть. Могу поделиться своим практическим опытом, т.к. в командировках бываю достаточно часто:

1. Авиаперелет. Перевозчик в любом случае выдает бумажный билет на стойке регистрации, хотя я всегда регистрируюсь предварительно онлайн. Для бухгалтерии, уже в офисе, дополнительно распечатываю посадочный талон, никто штамп о досмотре у меня не просит.

2. ЖД. Для бухгалтерии тоже достаточно только распечатки контрольного купона электронного проездного документа
без всяких отметок. 

Иван Нагорнов 10 июня 2019 г. 16:27  

странно, у нас были случаи даже, что из-за этого штампа постфактум в аэропорт отправляли восстанавливать в случае потери... без него никак ((

Сейчас обсуждают
Больше комментариев