Наверх

В 2015 году гражданам России начнут выдавать 10-летние пластиковые карты вместо паспортов.

Архив
Время чтения: 4 минуты
7
В 2015 году гражданам России начнут выдавать 10-летние пластиковые карты вместо паспортов.

Не успели россияне привыкнуть к универсальной электронной карте (УЭК), как вышло новое постановление о замене привычного “бумажного паспорта” на пластиковую карту

Не успели россияне привыкнуть к универсальной электронной карте (УЭК), как вышло новое постановление о замене привычного “бумажного паспорта” на пластиковую карту. Так что же, электронный паспорт – очередная незаконченная инициатива? Идеи и благие намерения понятны, НО удастся ли их воплотить? – порассуждаем об этом.

Из последних новостей:

В 2015 году гражданам России начнут выдавать 10-летние пластиковые карты вместо паспортов, при этом бумажный документ будет действителен еще 15 лет.

Совсем скоро удостоверением личности гражданина России станет пластиковый документ. Как пишут «Ведомости», на Едином портале проектов нормативных актов опубликован законопроект «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина», разработанный Федеральной миграционной службой.

Из статьи газеты «Ведомости»: «Согласно законопроекту, таким документом является удостоверение личности, оформленное в виде пластиковой карты. Она содержит письменную информацию о фамилии, имени, отчестве, поле, дате и месте рождения, дате выдачи и сроке действия документа, а также подпись и фото гражданина».

В документе будут дополнительные сведения и средства электронной подписи. Пластиковое удостоверение личности будут выдавать россиянам сроком на 10 лет.

Пресс-секретарь ФМС Залина Корнилова рассказала изданию, что с 2015 года новые пластиковые паспорта начнут выдавать только в некоторых регионах, а чрез год — по всей стране. Причем до 2025 года люди будут получать и карты, и бумажные документы (последние будут действительны до 2030 года).

Источник: НТВ Новости

Электронный паспорт – очередная незаконченная инициатива. Цели ее хороши и ясны с первого взгляда: создать единое средство идентификации гражданина при потреблении им различных государственных и муниципальных услуг и реализации своих прав и свобод. Если обратиться к тексту законопроекта, то становится неочевидной главная составная часть инициативы по использованию электронного паспорта - инфраструктура, которая будет обеспечивать его жизнедеятельность.

В случае КЭП и УЭК движущей силой послужила в большей степени инициатива представителей банковской сферы, которые были заинтересованы в использовании своих услуг в области электронных платежей, а возможность использования карт в целях аутентификации на портале госуслуг была скорее рычагом продавливания своих интересов во властных структурах и приятным бонусом.

При этом у них уже была готовая инфраструктура по выпуску карт и их обслуживанию, а главное – были для этого финансовые возможности. В случае электронных паспортов обязанность по их выпуску и обслуживанию возлагается на ФМС, но какой в этом смысл?

Опять же обратимся к уже имеющемуся опыту назначения Минкомсвязи головным удостоверяющим центром (ГУЦ) при построении единого пространства доверия (ЕПД). Фактически их роль сводилась к разворачиванию удостоверяющего центра (УЦ), который бы стал головным для всех остальных УЦ, стремящихся в это ЕПД попасть. На самом деле все эти процессы давно обкатаны как в рамках страны, так и в мировом масштабе.

В случае электронного паспорта мы вступаем на довольно тонкий лед неопределённостей и договоренностей с самими собой, так как в мировом опыте хоть и есть примеры подобных нововведений, но они не носят какого-то общепризнанного и законченного характера, а значит, многие вещи придется делать с нуля или адаптировать под наши реалии.

В конечном итоге велосипед мы, конечно, не изобретем, но кататься на нем будем только по России. В этой связи напрашивается идея по выделению отдельной государственной структуры, которая бы объединила информационные банки остальных учреждений, занимающихся обслуживанием граждан, наладила инфраструктуру по выпуску и обслуживанию эл. паспортов и в конечном итоге провела разъяснительные мероприятия с населением.

Если переходить с высот аналитики на улицы города, то на кой ляд нужен еще один кусок пластика, который и приткнуть-то толком некуда. Вопросы безопасности, финансирования проекта намеренно не поднимаются, и лишь частично рассматривается вопрос продвижения электронного паспорта среди населения, так как и без этого обозначенные аспекты заслуживают внимания и обсуждения.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 7

В законопроекте по первой ссылке (к тексту законопроекта) говорится, что паспорт будет использоваться для ЭП. Единственный регламент удостоверяющего центра, который читал, и который содержит информацию о сроках действия ключей (УЦ КриптоПро), говорит, что выдаваемый этим УЦ закрытый ключ будет действовать 1 год. Допустим, закрытые ключи всегда действуют менее 10-ти лет. А паспорт-карта действует 10 лет. Придётся ли периодически "патчить" паспорт-карту, обновляя там ключ?

К слову. Найти регламент на сайте УЦ - большая проблема. Вообще, найти сайт УЦ - проблема, в сертификатах крупнейших УЦ указаны адреса сайтов-визиток, где, часто, нет ни слова про УЦ. Ошибки там есть, а регламентов нет.

Отредактировано 5 ноября 2013
Андрей Подкин 6 ноября 2013

Больше всего вопросов как раз к инфраструктуре. Сейчас я где угодно могу предъявить бумажный паспорт, если требуется подтвердить, например, регистрацию по определенному адресу. Скажем, в офисе интернет-провайдера при подключении интернета. А как быть с электронным паспортом? Мне придется до 2025 носить с собой еще и бумажный? Или все компании и учреждения обяжут устанавливать аппаратуру для чтения электронных паспортов?

Придётся ли периодически "патчить" паспорт-карту, обновляя там ключ?

Думаю сам паспорт будет не чем иным как хранилищем для закрытого ключа и сертификата открытого ключа. Это влечет за собой необходимость в их периодическом обновлении. Например, при истечении срока действия сертификата открытого ключа или изменения данных его владельца - смена фамилии при заключении брака.

Больше всего вопросов как раз к инфраструктуре. Сейчас я где угодно могу предъявить бумажный паспорт, если требуется подтвердить, например, регистрацию по определенному адресу. Скажем, в офисе интернет-провайдера при подключении интернета. А как быть с электронным паспортом? Мне придется до 2025 носить с собой еще и бумажный? Или все компании и учреждения обяжут устанавливать аппаратуру для чтения электронных паспортов?

Полностью согласен. Такое ощущение, что всю логическую последовательность реализации электронного паспорта как средства аутентификации перевернули с ног на голову, так как выпуск самих электронных паспортов видится одним из завершающих этапов построения инфраструктуры его использования. Если инициатива не погибнет в зародыше, то совместное использование электронного и бумажного паспорта будет необходимо еще длительное время необходимое для построения и отладки инфраструктуры.

С другой стороны, при грамотной реализации и повсеместном внедрении, электронный паспорт может стать "фичей" общемирового масштаба.

Кроме УЭК есть еще проект "электронный полис ОМС - соц.карта" тоже какой-то вяленький...

Кроме УЭК есть еще проект "электронный полис ОМС - соц.карта" тоже какой-то вяленький...

В каком смысле вяленький?

Электронные карты ОМС сейчас выдают все страховые (на сколько я знаю). И там ровно та проблема о которой написали Станислав и Андрей - в поликлиниках нет оборудования для считывания карт, а на самих картах есть не вся требуемая информация.

Я правда, подозреваю, что с "электронным паспортом" будет несколько проще. Чтобы им можно было пользоваться как раньше, достаточно все текущие реквизиты паспорта: серию/номер, ФИО, фотографию, ... - продублировать в человекочитаемом виде. Ну а для расширенных данных, так и быть - оставить только электронный вариант.

Думаю сам паспорт будет не чем иным как хранилищем для закрытого ключа и сертификата открытого ключа.

Если он будет просто хранилищем, т.е. будет предоставлять возможность извлечения ключа, то использовать паспорт для подписания нужно будет с огромной осторожностью - иначе ключ уведут.

На самом деле, вопросов по применению куча:

Как технически простой гражданин сможет им воспользоваться? Если я приду подписывать документы в какое-то учреждение, то там наверняка оборужование для считывания будет (правда остается вопрос, а как я получу свою подписанную копию документов, но пока для простоты оставим этот скользкий вопрос в стороне).

А если подпись нужно будет поставить из дома? Будет ли у этого устройства возможность подключения к USB-порту (как самому распростарненному и имеющемуся практичеески у любого компьютера) или все интерфейсы будут только беспроводными?

Да бог с ней с подписью - как мне хотябы узнать что там записано?! Вдруг там искаженные сведения.

Какую часть функционала текущих паспортов и как он будет реализовывать? В частности, текущий паспорт это предмет не только для чтения, но и для записи. Например, туда добавляются сведения о браке, прописке, детях, ...

Электронный паспорт будет тоже перезаписываемым? Тогда как гарантировать что информация будет верная и актуальная (см. пункт про считывание "дома")? Или при каждом подобном изменеии будет выдаваться новый экземпляр?

Как будет строиться защита от подделок? Если паспорт будет обычным контейнером с данными, то, в теории, создать его клон не буде представлять технической сложности. А если интерфейсы его будут еще и беспроводными - это можно будет сделать просто поднеся приемник к вашему карману/сумке.

Ну и прочие интересные вопросы...

Вадим Майшев 7 ноября 2013
использовать паспорт для подписания нужно будет с огромной осторожностью - иначе ключ уведут

Доступ к контейнерам криптоключей обычно защищается отдельным PIN/паролем.

Как технически простой гражданин сможет им воспользоваться?

Для считывания нужен только SC-reader, остальное делается программными средствами. 

Будет ли у этого устройства возможность подключения к USB-порту (как самому распростарненному и имеющемуся практичеески у любого компьютера) или все интерфейсы будут только беспроводными?

Вероятно, ничего нового не придумали. USB SC-reader стоит ~1000/1500 рублей. По беспроводному интерфейсу как правило работают только некритичные задачи (типа транспортной карты).

Электронный паспорт будет тоже перезаписываемым?

Вероятно, поля соответствующих разделов памяти будут модифицироваться уполномоченными ведомствами. 

Если паспорт будет обычным контейнером с данными, то, в теории, создать его клон не буде представлять технической сложности.

Для защиты от этого его вначале должны сертифицировать по требованиям к СКЗИ и безопасности информации.

Главное, для защиты от мошенничества разделить документы и деньги (УЭК навязывается только из-за передела рынка денег). Глупо носить с собой и предъявлять все документы и деньги для поездки в трамвае - можно остаться и без того, и без другого. Про тотальную отслеживаемость гражданина тему развивать не буду.

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь