Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
ИТ-директору Делопроизводителю Кадровику Бухгалтеру
Нормативные документы и правовые аспекты

Дата заключения договора. Когда она выдаёт себя за ту, кем не является

  1 комментариев Добавить в закладки

Если вы часто заключаете договоры, то скорее всего помните, что в шапке документа всегда обозначается дата его подписания. Предлагаю разобраться, насколько правильный это подход.

 

Мы не будем затрагивать устные сделки, рассмотрим именно письменную форму. И для полноты картины начнём прежде всего со способов заключения договора.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) недвусмысленно закрепляет в пункте 2 статьи 432 только один способ – это направление оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и её акцепта (принятия предложения) другой.

Хочешь увидеть договор – найди в нём оферту и акцепт. Честно говоря, эта конструкция не всегда работает. Очевидно, что договор может заключаться и другими способами. Например, стороны совместно определили условия будущего договора в рамках переговоров за одним столом, тут же его распечатали и подписали. В этом случае нет противопоставленных ролей, где один предлагал, а другой принимал условия. Стороны сконструировали договор совместно, каждый что-то предлагал и принимал.

Будет ли такой договор являться заключенным? Однозначно да. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении № 49 от 25.12.2018 расширил толкование п. 2 ст. 432 ГК РФ и указал, что способы могут быть абсолютно разными.

Разберёмся, что является датой заключения договора применительно к классическому, дистанционному способу – обмену офертой и акцептом.

Правила, распространяющиеся на бумажный обмен

Для начала рассмотрим пример. Допустим, ваш контрагент получил от вас оферту на поставку товара и затянул процесс подписания договора. Причём прилично – на месяц или более. Обязательства, которые вы должны исполнить, привязаны к дате подписания договора. Допустим, это 5 рабочих дней. В договоре предусмотрены суровые штрафные санкции за просрочку. В итоге при исполнении договора между сторонами всё-таки возникли разногласия по поводу срока поставки и даты его заключения.

Давайте разберём, кто прав в этой ситуации и что считать датой заключения договора с позиции ГК РФ:

  • дату, указанную в шапке,
  • дату подписания договора последней стороной при её проставлении в документе,
  • или иную дату?

Рассмотрим вариант № 1: если бы датой заключения договора считалась та, что указана в шапке. Напомню, ваш контрагент задержал подписание договора. Действительная дата подписания отличается от указанной в шапке на месяц или более. Соответственно, вы не исполнили и не могли исполнить договор в течение 5 рабочих дней от даты, указанной в его шапке, так как у вас ещё не было оснований что-то делать без получения согласия контрагента в виде подписи.

Готовы уплатить штрафные санкции за просрочку, которую вы не допускали из-за простой разницы в датах? Думаю, что ответ очевиден. Поэтому ситуация с признанием датой договора, указанной в шапке, является абсурдной.

Двигаемся дальше. Вариант № 2: дата подписания договора последней стороной. Ваш контрагент может поставить любую дату, в том числе и предшествующую реальной. При этом вас не известят об этом. То есть вы не знаете о том, что договор уже подписан и в нём проставлена дата. Причины могут быть разными, но в любом случае от вас могут потребовать уплатить штрафные санкции со ссылкой на дату подписания договора – как в предыдущем случае. 

И наконец, вариант № 3 – дата получения вами оригинала, подписанного обеими сторонами договора. Ключевым здесь будет являться именно ваша осведомлённость и уверенность в том, что документ был заключен. Получив свой экземпляр назад, вы достоверно можете определить, что это так и момент для его исполнения наступил.

Общие правила, закреплённые в ГК РФ, гласят: договор будет считаться заключенным в момент возврата подписанного всеми участниками экземпляра той стороне, которая направила первоначальное предложение (п. 1 ст. 433 и п. 1 ст. 441 ГК РФ). Поэтому пока вы не получили оригинал подписанного договора обратно, нельзя считать договор заключенным.

Замысел законодателя вполне понятен и оправдан приведенным примером.

Момент заключения договора в сервисе обмена (ЮЗЭДО)

Действующим законодательством детально ещё не регламентировано заключение сделок в безбумажном виде. Чаще всего стороны сами определяют правила обмена электронными документами – они составляют соответствующее соглашение. Но могут ли стороны предусмотреть в нём иной момент заключения договора, отличающийся от описанного выше? Вопрос спорный.

Большинство ведущих юристов склоняются к следующему мнению. Нормы п. 1 ст. 433 и п. 1 ст. 441 ГК РФ являются императивными, неподлежащими изменению и иному толкованию. В них нет прямого указания на то, что сторонами может быть предусмотрен иной порядок. А Постановление Пленума ВАС РФ № 16 «О свободе договора и ее пределах» от 14.03.2014 к ним не применяется.

Тогда как использовать указанные нормы и правила в рамках электронного документооборота? Здесь нет ничего сложного. В сервисах обмена документ также возвращается лицу, который направил его первым. Есть несколько вариантов: он может вернуться обратно неподписанным (отклонённым) либо же подписанным другой стороной. В любом случае поступит соответствующее уведомление и, если его подпишут, дата получения договора в сервисе будет являться моментом его заключения.

Как обстоят дела на практике

Преимущественно все считают моментом заключения договора дату, указанную в шапке. Суды по своей инициативе никогда не поднимают этот вопрос и руководствуются предположением, что стороны подписывали договор одновременно. Доказывать дистанционность заключения договора обязаны сами стороны. Иногда это становится невозможным, так как нет надлежащих доказательств. Не все способы обмена в бумаге позволяют это сделать.

С точки зрения законодательства и судебной практики бремя доказывания факта направления документов и их доставки адресату лежит на отправителе (п. 67 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015).

То есть именно лицо, направившее документы, должно озаботиться тем, что они направлены надлежащим способом, который позволяет определить: отправителя, получателя и описание того, что направляется. Таким требованиям отвечает письмо с уведомлением о вручении. Однако этот вариант не всегда является рациональным в использовании, так как стороны в договоре могут находиться далеко друг от друга – в разных регионах.

Отвечает ли требованиям экспресс-почта? Нужно исходить из того, какая именно используется и какие реквизиты доступны для заполнения на накладной. Встречаются случаи, когда экспресс-почта не отвечает этим требованиям, так как в документе доступны для заполнения только данные об отправителе, получателе и весе. Каких-либо иных полей для оформления нет. На квитанции отсутствуют надписи, позволяющие определить содержимое отправления, а это одно из ключевых требований.

Что делать? Нужно анализировать каждую ситуацию отдельно. Не всегда все юридические риски принимаются во внимание и являются действительной угрозой. Серьёзный подход к решению этих проблем может быть финансово неоправданным и порождать различные издержки на разбор ситуации внутри компании и с клиентами. Прежде всего нужно смотреть на сумму контракта, фактически сложившиеся отношения с контрагентом и оценивать дальнейшие перспективы возникновения спорных ситуаций.

А лучше решить вопрос дистанционного заключения договора в духе win-win. Обе стороны могут принять для себя решение об использовании сервиса обмена электронными документами. Это позволит им, во-первых, снизить затраты на пересылку документов, и, во-вторых, сократить время на заключение сделок, сведя к минимуму разницу между промежутками от направления договора и до его подписания всеми участниками. Это наполнит их сотрудничество взаимным доверием и избавит от возможных, надуманных рисков, когда одна из сторон может «стряхивать» с себя обязательства и договор в целом, причём якобы из-за незаключенности и неполучения бумажного оригинала.

Полезно. Памятка от юриста

Вопрос: Что считать датой вступления в силу договора или другого документа, подписываемого двумя сторонами? Какие особенности есть для договорных документов, поступивших через сервис ЮЗЭДО?

Ответ: Существуют следующие варианты:

  • в договоре явно указана дата вступления в силу. Например: «Договор вступает в силу с 01.01.2020 и действует до ...». Эта дата и является датой вступления в силу;
  • в договоре явно не указана дата его вступления в силу. Тогда документ вступает в силу, когда инициатору заключения договора возвращается подписанный с двух сторон экземпляр договора. Для этого необходимы соответствующие доказательства. Для документов, отправляемых через сервисы обмена документами можно использовать служебные извещения о получении. Для бумажных документов – заказные письма и регистрацию входящих документов;
  • если ни одна из сторон не может доказать дату доставки подписанного договора, то датой вступления в силу договора считается дата проставления последней подписи (при простановке соответствующей отметки в договоре);
  • при отсутствии других дат необходимо считать датой вступления договора в силу ту, что указана в верхней части документа.

Данные правила относятся не только к договорам, но и к другим официальным документам (акты, дополнительные соглашения и приложения к ним).

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (1)
Алиса Муратова 29 сентября 2020 г. 09:01  

Ислам, спасибо за хороший материал со всеми ссылками на НПА! 

Сейчас обсуждают
Больше комментариев