Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
ИТ-директору Делопроизводителю Кадровику Бухгалтеру
Место ECM в информационной системе предприятия

Место и роль систем управления содержанием в условиях мировой интеграции

  0 комментариев Добавить в закладки

Александр Саблин

Эксперт по семантическим моделям данных

Компания «ЮНИТ-Коммуникации»

Опыт мировой интеграции в проекте BOOST AERO

РИА «Новости» сообщает:

Авиакомпания Emirates, крупнейший заказчик пассажирского лайнера А-380, намерена потребовать у европейского авиаконцерна Airbus возмещения убытков, вызванных срывом поставок самолета. Авиакомпания Emirates, базирующаяся в Дубае, заказала 43 лайнера А-380. Всего в «портфеле» концерна Airbus имеется 149 «твердых» заказов на А-380. Между тем, из-за ряда производственных проблем начало поставок самолета клиентам отложено на два года по сравнению с первоначальным графиком.

На разработку пассажирского авиалайнера А-380 ушло около 10 лет, стоимость всей программы — около 11 миллиардов евро. В проекте была использована мировая кооперация: сборка производилась в Англии, шасси изготовлялись в США и Канаде, крылья – во Франции, электронные системы - в Германии. В международной кооперации по изготовлению шасси участвовали фирмы США, Канады, Франции, России (рис. 1). Кооперация была связана со многими бюрократическими издержками. Сроки срывались, бюджет постоянно увеличивался. В 2001 году проект должен был завершен, но завершился лишь в 2006 году.

  Рис. 1. Кооперация по изготовлению шасси для A-380

 

 Ассоциация авиапроизводителей Франции GIFAS инициировала проект под названием BOOSTAERO. Цель проекта – разработать информационные технологии, которые сократили бы издержки на передвижение специалистов и отрыв их от основной деятельности, а также снизили бы затраты на отслеживание этапов выполнения работ при проектировании и производстве самолетов. Проект стартовал в конце 2003 года, когда закончился анализ причин увеличения бюджета по проекту A-380. Лозунг проекта – «Немедленная стандартизация!».

На рисунке 2 представлен график роста издержек при отсутствии стандартов информационного обмена. Издержки без использования стандартов показывали стремительный рост (красный пунктир). По оптимистичным прогнозам по ходу выполнения проекта, число компаний, использующих стандарты, приблизится к 80-90% (зеленая сплошная кривая), а по пессимистичным прогнозам - к 10-20% (красная сплошная кривая).

Рис. 2 Графики издержек без использования стандартов и при использовании по данным GIFAS

 

Основой взаимодействия должен был стать доступ к порталам ведущих компаний-производителей деталей и узлов. Все поставщики любого звена обязывались создавать корпоративные порталы, поддерживающие стандарты обмена цифровыми данными, обеспечения безопасности при коллективной работе над проектами. Это потребовало разработать программу стандартизации.

Для управления индустриальной цепочкой поставщиков были разработаны стандарты следующих ключевых процессов:

●     e-design – электронное проектирование, построение математических моделей и сборок изделий в среде коллективной работы;

●     e-collaboration – среда коллективной работы (проведение совещаний, конференций, обсуждений в интерактивном режиме);

●     e-maintenance– управление и сервисное обслуживание;

●     e-business strategies – консультирование, получение и выдача рекомендаций по вопросам стратегического управления в интерактивном режиме;

●     e-sourcing – поиск поставщиков и конкурентных товаров;

●     e-supply chain – обмен данными с поставщиками.

Были выработаны приоритеты разработки стандартов (таблица ниже) - данные BOOST-AERO, октябрь 2004.

Процесс

Соответствие цели

Сложность

Приоритет

e-collaboration

***

*

2

e-design

****

***

3

e-sourcing

**

*

2

e-supplechain

****

**

1

e-procurement

**

**

4

e-payment

****

**

1

e-services

****

***

2

Самыми сложными считаются стандарты коллективной разработки (co-design, e-design), сервисной поддержки (e-services). Наибольший приоритет (1) получили стандарты обмена сообщениями между поставщиками и заказчиками.  

 

Состояние стандартизации в бизнесе и ее область

Выделяют 4 области стандартизации: бизнес–процессы, семантика (формы документов, содержание документов), синтаксис (способ описания данных, форматы данных), архитектура (технические средства и реализация). По исследованиям экспертов рабочей группы проекта BOOSTAEROбыли выделены следующие состояния этапов и области стандартизации в сфере бизнеса (рис. 4).

Рис. 4 Этапы стандартизации

 

В настоящее время уже многие поставщики скорректировали свои стандарты и бизнес-процессы под общие стандарты E-SUPPLY-CHAIN. На рисунке 5 представлено состояние по проекту на второй квартал 2006 года.

Рис. 5 Интеграция поставщиков по проекту BOOSTAERO.

 

Перспектива такова, что к концу 2008 года почти все западные компании будут работать по единым прозрачным стандартам. И будут обладать привилегиями участия в международных проектах.

Для членов программы будут доступны:

●     участие в разработке стандартов;

●     доступ ко всем стандартам;

●     доступ к сервисам поддержки;

●     доступ к сети проекта;

●     доступная поддержка: удаленная поддержка, поддержка по почте, прямая  помощь.

Для тех, кто не участвует в проекте:

●     обмен через общие стандарты UN/CEFACT;

●     нет поддержки через электронные письма;

●     нет помощи;

●     отсутствие оперативного оповещения об изменении стандартов;

●     резервирование поставщиков, которые не работают по стандартам проекта.

Издержки работы с поставщиками, которые не поддерживают стандарты, становятся высокими. Это большие риски, и не учитывать их нельзя. Для таких поставщиков будет предусмотрено резервирование и работа с ними будет проводиться только в крайних случаях, когда нельзя их заменить.

 

Перспективы развития СЭД российских предприятий

Перспективы работы российских предприятий в условиях международной интеграции предъявляют новые требования и определяют развития систем электронного документооборота (СЭД).

Следует выделить следующие направления:

●     развитие портальных решений (портальный доступ к документам и бизнес-процессам по международным стандартным схемам, обмен данными между приложениями через портал - СЭД-ERP),

●     создание систем производственного документооборота (заказы на производство, посуточные планы, посуточные графики, сдача продукции, сертификация продукции),

●     создание систем коллективной работы (интеграция с существующими системами),

●     разработка специализированных порталов (заказчиков, поставщиков, внутренних пользователей).

Западные фирмы ответственно подходят к реализации этих направлений. Так, фирма Airbus разработала план построения порталов, в соответствии с которым к концу 2006 года в полностью рабочий режим функционирования выходят порталы для сотрудников, заказчиков и поставщиков (рис. 6).

Рис. 6 Этапы построения корпоративного портала фирмы Airbus

 

К 2003 году были разработаны три основных портала на основе общей портальной платформы. К середине 2005 года завершилась интеграция портальных решений. Была установлена связь с более чем двумя сотнями приложений через портальный доступ. К 2006 году выполнена третья фаза создания общекорпоративного пространства под лозунгом «Для информационного управления нет специализированных систем и политик». Создана интегрированная портальная служба. Цель портального доступа – построение персонифицированного доступа, мобильный доступ к информации, независимый от места и времени.

СЭД в условиях информационного управления занимают ключевую позицию.

 

Роль СЭД в автоматизации организационных и интеграционных процессов
(eSupply Chain Management)

В настоящее время портальный доступ к корпоративным специализированным системам на российских предприятиях только начинает разрабатываться, а события производства и проектирования могут быть легко отражены в документах, размещенных в СЭД. Бизнес-процессы формирования документов достаточно достоверно отражают производственные события и могут выступать в качестве эквивалента реальных производственных процессов.

Для автоматизации бизнес–процессов по стандартам e-supplychain должен быть автоматизирован контур, представленный на рисунке 7.

Рис. 7 Контур процессов, в которых следует внедрять стандарты

e–Supply Chain (ПримерAirbus Supply Chain).

 

События производства должны быть отражены в документах и доступны для заказчика. Доступна должна быть информация о состоянии самих бизнес–процессов.

В системах класса PDM (ProductDataManagement) производится коллективная работа по проработке заказа и конструкторско-технологической подготовке производства, но для отражения событийного ряда работ целесообразно использовать преобразованные копии технических документов, которые размещаются уже в СЭД. Принцип экономичного хранения и использования в условиях большого объема информации следует сделать ключевым. Менеджеру по продаже не нужен весть функционал рабочего мета системы PDM, но ему крайне полезна трехмерная модель с описательными характеристиками в форме 3DXML, которая не занимает много места в СЭД.

Другим моментом использования СЭД по стандартам e-SupplyChain должны стать документы, отражающие события взаимоотношения с клиентом (CRM).

Функции взаимоотношений при кооперации выходят за рамки отдела продаж и маркетинга и становятся ресурсом e-supplychain, который должен позволять заказчику просматривать взаимоотношения с поставщиками низшего уровня посредством портального доступа, что уже предполагает передачу событийного ряда в СЭД.

 

Заключение

 Для СЭД, интегрированных в портальные решения, открывается рынок автоматизации управленческого производственного документооборота попадающего под требования интеграции в международные проекты по стандартам e-supplychain.

СЭД предназначены для отражения событийного ряда производственных процессов в документах (объектах), которые должны быть доступны для преобразования в форматы международных стандартов. Так бизнес-процессы выполнения производственных заказов должны быть описаны средствами языка BPEL, который становится стандартом для описания бизнес–процессов, а документы, как правило, описываются средствами языка XML. Для построения портальных приложений используют сервисы доступа к корпоративным приложениям. Такие сервисы необходимо разрабатывать и для отечественных СЭД.

Пример ИТ-технологий в аэрокосмической области уже подхвачен бизнесом в области автомобилестроения, судостроения. Через 10 лет все западные предприятия будут работать по единым стандартам в сфере мировой кооперации. Процессы глобализации протекают особенно ярко на примерах информационной интеграции мирового бизнеса.

 

Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев