Наверх

Автоматизация бизнес-процессов: российский подход

Время чтения: 3 минуты
0
Автоматизация бизнес-процессов: российский подход

Автоматизация бизнес-процессов: российский подход

Хочу поделиться ссылкой на результаты исследования, проведенные Software AG, аналитической компанией IDC Россия, официальным порталом ИТ-директоров Global CIO. Если вас интересует тема BPM, автоматизация бизнес-процессов или просто процессный подход, я настойчиво рекомендую вам скачать и посмотреть презентацию. Выборка достаточно репрезентативная: было опрошено 445 представителей в основном крупного бизнеса (от тысячи сотрудников) - "лиц, наиболее осведомленных о покупке и использовании систем BPM (директоров по ИТ, менеджеров по бизнес-процессам)". Все слайды 27-страничной презентации я комментировать не буду, остановлюсь лишь на некоторых аспектах.

Итак, начнем с проникновением процессного подхода в российский бизнес. Тема актуальная и заслуженно популярная. Так, более 6 лет занимаются внедрением лишь 13% респондентов, от 1 до 6 лет, 48%, и исповедуют процессный подход менее года - 31% опрошенных. Так, бизнес процессы описаны так или иначе в 77% опрошенных компаниях, еще 12% планируют это сделать в ближайшее время. "Конь не валялся" всего лишь в 11% компаниях. В основном, описаны ключевые (43%) или единичные (30%) процессы, и только 4% респондентов заявили, что смогли описать все бизнес-процессы. Что, собственно, и понятно - анализ и описание бизнес-процессов всегда проводится с какой-то целью. Топ 3 целей выглядит так: автоматизация (70%), регламентация и стандартизация (60%) и оптимизация (60%). Компании, по выражению Джеймса Чампи, стараются "не мостить асфальтом коровьи тропы" - не автоматизировать неэффективные бизнес-процессы.

На мой взгляд, самое интересное в исследовании - это с помощью каких средств компании пытаются автоматизировать бизнес-процессы. В пользу специализированных BPM-систем высказались лишь 13% респондентов, 15% выбрали вариант "другое", ERP-системы - 48%. Лидируют же СЭД, их назвали 53% респондентов. Как справедливо отмечают авторы опроса, это скорее национальная особенность ведения бизнеса. Большинство российских компаний строят свои бизнес процессы вокруг документов и учетных форм. Соглашусь с этой ремаркой, только, как мне кажется, ответ на вопрос кроется несколько глубже. Помните, в предыдущем абзаце мы говорили о том, что в большинстве опрощенных компаний описаны только ключевые или вообще единичные бизнес-процессы. Так вот, самое время поинтересоваться, какие процессы были названы респондентами как наиболее важные для анализа и оптимизации:

За исключением, пожалуй, производства, взаимодействие в остальных процессах можно обозначить скорее как human workflow, чем взаимодействие информационных систем (system2system). Поэтому и ECM (СЭД) системы были названы в числе предпочтительных инструментов автоматизации. На мой взгляд, они формируют вполне комфортную среду для совместной работы с документами и некоторыми справочными данными. Имеющийся в ECM-системах BPM-функционал вполне достаточен для организации взаимодействия. Промышленные BPM-решения будут оптимальным выбором, если требуется организовать передачу и трансформацию данных между несколькими системами, и если используется сложная бизнес-логика.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь