Персональный рейтинг наблюдений
Если отвлечься от бодрых новостей производителей ПО, компаний-интеграторов и разного рода ассоциаций, и просто осознать свои персональные ощущения, то вот какие наблюдения в сфере электронного документооборота можно сделать.
– Куда катится мир?
Надпись на глиняной табличке из раскопок Древнего Вавилона, примерно 1000 лет до н.э.
Что в последнее время происходит в мире электронного документооборота, управления корпоративной информацией? Если отвлечься от бодрых новостей производителей ПО, компаний-интеграторов и разного рода ассоциаций, и просто осознать свои персональные ощущения, то какие наблюдения можно сделать?
Мой рейтинг выглядит примерно так:
- Персональные облачные организаторы документов. Тут и отчего-то не умерший Google.Docs, и Dropbox с его пятимиллиардной капитализацией, и Box.net, и обновленный SkyDrive от Microsoft, и даже SlideShare. Сервисы на любой вкус, на любой кошелек. Не надо таскать документы на флешке и пересылать по почте, можно их редактировать совместно. Можно с уверенностью сказать, что эти сервисы сформируют новое поколение «документопользователей» и в значительной мере повлияют на функционал ECM-средств (по крайней мере, в СМБ-секторе).
- Сервисы межкорпоративного обмена. Помалу-понемногу, но сервисы межкорпоративного обмена документами начинают работать. Меньше помпы, больше дела. Будут и большие внутрихолдинговые внедрения, и внедрения в «партнерских структурах». Постепенно часть обязательных, общих для всех компаний документов (заказы, накладные, счета, договоры, акты) будет перемещаться на электронные рельсы.
- Популярны АРМы. История повторяется. Аббревиатура, которую я очень часто встречал лет 12-15 назад, вдруг вернулась. Правда, контекст и история у нее другая. В первую очередь, это подгонка под требования удобства пользователя, формирование его рабочего пространства исходя из сценариев его работы и устройств, которые он использует. АРМы (руководителя) во многом стали популярны с появлением планшетов.
- Инструменты, конструкторы, генераторы. Популярной (жизненно необходимой?) стала идея создания и адаптации бизнес-приложений на основе существующих ECM-платформ. Это тоже определенный возврат к истокам: крупным компаниям, которые пятнадцать-двадцать лет назад выбирали ERP-платформы с инструментами разработки бизнес-приложений, по-прежнему нужны не только уникальные процессы, но и уникальные структуры данных, интерфейсы и поведение, но уже в сфере документоориентированных задач. И нужна им эта уникальность быстро и недорого – оттого и появляются конструкторы и генераторы.
- Нет новых требований к функционалу. Правда, а что из современных тенденций в области функционала ECM-систем, предсказанных аналитиками и провидцами от ECM, реально востребовано? Развитые поисковые возможности? Аналитика по контенту? Автоматическая классификация? Все эти вещи по-прежнему мало нужны бизнесу и играют практически незаметную роль при выборе ECM-систем.
Впрочем, это лишь мои наблюдения. Есть о чем порассуждать и поспорить.
Комментарии 5
п.п. 3-4-5 полностью соответствуют и моим ощущениям
Если говорить именно об ощущениях и персональных наблюдениях (а несколько-нибудь строгой аналитике), то, относительно твоих пунктов, я бы сказал так:
1. Персональные облачные организаторы документов - не в тему корпоративных решений. Достаточно много однако есть и корпоративных облачных СЭД. Думаю что это огромный рынок тех кто раньше вообще не мог позволить себе СЭД, но рынок только складывающийся. И потребности заказчиков и логистика продаж и формы монетизации там совершенно другие чем мы привыкли в корпоративном сегменте.
2. Сервисы межкорпоративного обмена - действительно важная вещь, и потребность в ней растет лавинообразно. Связно это ИМХО с тем что от задач канцелярии заказчики переходят к задачам управления процессами или документами в контексте процессов. А процессы очень часто пересекают границы организационных структур и даже предприятий. Контекст этого тренда много богаче форматов пересылки документов туда-сюда. Богаче чем МЭДО в том числе.
3-4. АРМы и конструкторы. На мой взгляд вещи глубоко связанные. Конструкторы нужны не только для проектирования бизнес-логики приложений, но и для создания прикладных АРМ. Это очень важдный и большой рынок. Руководители на нем появились в связи с Медведевым и его iPad, но и потому что их сценарии очень просты, и могут быть легко типизированы.
5. Новые требования к функционалу. Они как раз есть, и их много, только лежат они за пределами задач канцелярии и классического ECM
В дополнение - вот подробный взгляд на конструкторы их назначение и использование http://doc.cnews.ru/reviews/index.shtml?2011/03/24/433454_1
На мой взгляд, DocFlow 2012 подтверждает высказанные наблюдения. Хотя тема функционала и обсуждается, но происходит это в следующем ключе. [Потенциальные] заказчики спрашивают: "А это есть?". Поставщики отвечают что есть, в крайнем случае - будет в следующей версии. Мои комментарии по остальным пунктам см. В преддверии DocFlow 2012
И все же, есть ощущение, что что-то меняется. И на следующем DocFlow будет больше обсуждаться ИТ-стратегия, место ECM в корпоративном ландшафте, аутсорсинг функции работы с документами (не ИТ решений, а людей, которые эти решения используют)