Через 20 лет мы будем жить при коммунизме, или Покой нам только снится
2010 год - час X для государственных служащих в связи с использованием информационных технологий
Уже не в первый раз задумываюсь над нелегкой участью сотрудников государственных и муниципальных структур в нашем государстве. Это - не ирония и не сарказм, а искреннее сочувствие, уверяю вас. Сотрудники государственных и муниципальных структур вынуждены постоянно учитывать все новые требования законов и инcтрукций, обеспечивать осуществление мероприятий и т.п. При этом далеко не всегда удается рассчитывать на необходимую методическую, технологическую, организационную и финансовую поддержку.
Вопросы, связанные с различными организационно-методическими реформами - административной, бюджетной, - я оставлю за рамками данной темы. О выживании и социальной устойчивости в быстро меняющейся среде, я думаю, надо писать отдельные диссертации и исследования. Коснусь лишь одной сферы - области применения информационных технологий (ИТ), благо и сам из этого леса.
2010 год для нашего государства уже не раз обозначен как некий водораздел. У меня даже возникли ассоциации с объявленным в свое время Н.Хрущевым наступлением коммунизма в 1980-м.
Не так давно по всей стране прошли массовые учебы, связанные с необходимостью соблюдения требований закона о защите персональных данных. Данный закон, дополненный регламентирующими и распорядительными документами ФСТЭК, ФСБ и Мининформсвязи, определяет требования к информационным системам персональных данных, которые должны безусловно выполняться к 2010 году в каждой организации. Как говорится, «жили, не тужили ...». По оценкам целого ряда экспертов, с которыми я также согласен, уровень готовности наших государственных и муниципальных организаций в целом по стране к исполнению данного закона весьма невысок. А наказание за неисполнение требований, тем более за утечку персональных данных, предусматривается далеко не условное. А специальных расходов в бюджете 2009 года на мероприятия по защите персональных данных большинство организаций не предусматривали. А ведь на дворе - кризис!
К 2010 году нам декларирован электронный документооборот. И при этом было заявлено: «... чиновник, не владеющий элементарными навыками пользования компьютером, не может эффективно работать. ... Или учись, или, что называется, "до свидания"». Значит ли это на практике, что в 2010 году те чиновники, которые не будут использовать электронный документооборот и вообще компьютер, будут уволены? Да еще в период кризиса? Представил себе количество этих безработных и вздрогнул. Будут формировать новый кадровый резерв? Проводить массовое обучение? Наказывать условно?
Не успели прийти в себя, «грянул» новый закон - «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». И опять установили 2010 год, говорят о мерах ответственности, обязанности соблюдать требования и т.п. Судя по отсутствию бурных реакций на закон и комментариев о его воплощении, осознание глубины предстоящих изменений в связи с законом еще впереди. Оптимистичные заявления директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрея Шарова о том, что «реализация закона не потребует увеличения штата чиновников и дополнительных средств из бюджета», вызывают сомнения.
Что же реально у нас будет в 2010? Есть известная российская поговорка «Обещанного три года ждут». Может поэтому рано пока нашим госслужащим и, тем более, их руководителям, переживать? Или пора серьезно задуматься о собственных грядущих перспективах?
Комментарии 4
Хорошо, что наконец-то предпринимаются какие-то меры по улучшению качества работы госслужащих. Хотя за короткое время вряд ли можно сдвинуть такой замшелый маховик. Но лиха беда начало....
То, что шаги предпринимаются, не означает, что в заявленные сроки мы получим результат. Пример с коммунизмом приведен не случайно. Правда построение электронного правительства - более реальная задача, чем построение коммунизма в "отдельно взятой стране".
Другое дело то, что по той же теории менеджмента для достижения результатов необходимо выполнение 4-х основных функций (планирование, организация, мотивация и контроль), применение определенных методов управления (экономических, административно-правовых, социальных), использование технологий управления проектами. В случае с электронным правительством все это - еще и в широкой социальной среде, от вовлеченности которой в процесс и будет зависеть результат.
Постановки цели и даже принятия распорядительных документов или законов в масштабных проектах, связанных с построением электронного правительства, для получения результатов недостаточно.
Спасибо, Александр, за ваш комментарий.
То, что прогнозирование необходимо, я не спорю и присоединясь. Можно выделять прогнозирование отдельно, как вы предлагаете, можно рассматривать его и в сочетании с планированием, ибо осуществляется это, как правило, совместно. Тут главное не это, а то, что в ряде процессов государственного управления в области использования ИТ-технологий (впрочем, не только в этой области ), из обозначенных функций имеют место быть только 1 или 2.
Ну нет пока в обществе и в среде госуправленцев широкой готовности к электронному правительству!!! И без вовлечения в процесс всех участников, без полоценной организации и контроля цели не достичь. На эту же тему (наличие стратегии при отсутствии программы реализации этой же стратегии) есть материал и на нашем сайте и в других источниках.
Я не скептик и не оптимист в розовых очках. И верю в возможность построения электронного правительства. Но не завтра. И лишь при полноценном менеджменте. Когда это будет происходить, будут устанавливаться и реальные, а не декларативные, цели и сроки и будет результат, ожидаемый и принимаемый обществом.