Итоги опроса "ИТ-стратегия 2013. Готовы ли ИТ к переменам?"
В конце 2012 года на ECM-Journal и на конференции «Открытые дни DIRECTUM» проводился опрос «Стратегия 2013». В итоге было собрано мнение больше 150 представителей компаний различного уровня.
В конце 2012 года на ECM-Journal и на конференции «Открытые дни DIRECTUM» проводился опрос «ИТ-стратегия 2013». В итоге было собрано мнение больше 150 представителей компаний различного уровня, основными респондентами на конференции были ИТ-специалисты разного уровня, кроме того участвовали и представители бизнес-подразделений. Итоги опроса комментируют эксперты компании DIRECTUM авторы ECM-Journal.
Какие утверждения о состоянии ИТ-стратегии на вашем предприятии верны
Есть понимание необходимости и направлений для изменений - 40%
Дмитрий Абрамов: Превалирование пункта «необходимость выделения направлений» подтверждает мое мнение, что ИТ область в компаниях достаточно дезорганизована, а выделение направлений - попытка организации управления, и компании это осознают.
При этом ответы на вопрос об изменениях, к которым на предприятии уже готовы, говорят о том, что компании боятся крупных изменений, т.к. нет опыта сложной реорганизации и внедрений. Есть наиболее громкие задачи, о которых постоянно жужжат, но нет целостного понимания всей картины проблем. Нет осознания целостного. Нет желания серьезных изменений, т.к. в большинстве случаев - "вроде работает и ладно". Отсутствует анализ потребностей, ресурсы используются там, где "пожар".
Валентина Писанова: Клиенты понимают, что «всё плохо» и нужно «что-то менять», чтобы стало «всё хорошо». Но, в совокупности с пунктами, находящимися в нижней части таблицы, можно сделать вывод, что стремления слабо подкреплены конкретикой вида «что именно нужно сделать».
Приоритеты можно выстроить тогда, когда есть систематизированная общая картина. В условиях отсутствия грамотного анализа есть риск свалиться в крайность, когда нужно всё и сразу. Выстраивание приоритетов осложняется ещё и тем, что большинство процессов в компаниях тесно взаимосвязаны и одно тянет за собой другое. Понимание узких мест – хороший шаг к конкретизации, но точечные изменения неоднозначны в плане достигаемого результата, т.к. зачастую их сложно увязать в единое целое.
В общем по опросу складывается чёткое ощущение нехватки аналитического подкрепления ИТ-стратегии. Судя по ответам - своих сил для проведения анализа у компаний нет, но и принимать помощь извне они не готовы, в том числе и по финансовым причинам.
Дамир Мухутдинов: Не разделю пессимистичной оценки результатов опроса. Компании уже знают, что необходимо и для каких задач необходимо автоматизировать. Уже есть понимание того, что конкретно необходимо изменить и компании уже закладывают изменения в планы. Теперь главное - это взять и сделать. Если еще года 3-4 назад компании не понимали, что автоматизировать и как, то сейчас при общении с заказчиком, я чувствую с его стороны четкое понимание и огромное желание к внедрению.
Есть требования руководства сделать все лучше при минимуме затрат - 21%
Валентина Писанова: Прогнозируемо популярный пункт – это стремление можно видеть во всей красе на любом проекте. Как мне кажется – проблема не только в излишней экономности, но и в отсутствии достаточных компетенций в части оценки ресурсоёмкости требуемых изменений.
Дмитрий Агафонов: Здесь скорее прослеживаются опасения руководства в части устойчивости экономических показателей, нежели нежелание развивать направление СЭД. А возможно сигнал о том, что еще не всем и не всегда хватает инструментов для экономического обоснования грядущих изменений, средств расчета ROI для каждого конкретного проекта.
Есть понимание узких мест для точечных изменений - 18%
Дмитрий Агафонов: Вот этот результат тоже приятно видеть в тройке лидеров. Зачастую именно из точечных изменений складывается в дальнейшем вектор дальнейшего развития
Есть понимание будущей архитектуры системы – 13%
Валентина Писанова: Исходя из общей линии моих комментариев к данному опросу, понятна позиция этого пункта. Для понимания архитектуры нужна конкретизация требований, причём не точечная, а именно общая, которой - увы - нет.
Не понятны приоритеты – 11%
Мы готовы подключать внешних консультантов – 10%
Дмитрий Агафонов: Вкупе с предыдущим ответом мы получаем порядка 20% ответов, которые говорят нам о том, что компании не готовы самостоятельно разрабатывать стратегии развития ИТ. С одной стороны, это может показаться тревожным, а с другой – быть может, это показатель доверия и готовности к таким аутсорсинговым услугам? В любом случае, 20% респондентов, находящихся «на распутьи» - достаточно высокий показатель.
Валентина Писанова: Не уверена, что нахождение данного пункта на последнем месте опроса может означать доверие и готовность к аутсорсингу о которых говорит Дмитрий. Вопрос в том – что именно служит причиной? Это может переплетаться как с требованием о минимуме затрат, вышедшим на второе место, так и с неопределённостью в части приоритетности задач, о чём говорит предпоследняя строка. Полагаю, есть и иные причины, помимо указанных.
Точечные изменения, к которым на предприятии уже готовы (или применяются)
- конкретные решения для отдельных бизнес-задач – 45%
Валентина Писанова: Лидер данного опроса подтверждает комментарии к предыдущему. Придерживаюсь мнения, что решение частных задач "по верхам" не даёт полноценной корпоративной информационной системы, что снижает эффект от внедрения
Дмитрий Агафонов: Подтверждается тренд целенаправленных изменений, желание решить конкретные задачи за конкретные вложения.
- интранет-портал – 31%
Дмитрий Агафонов: Организация совместной работы по-прежнему в лидирующих позициях, думаю, будь здесь формулировка «с использованием внешних обменных сервисов», процент был бы еще выше.
Валентина Писанова: Это, пожалуй, самое простое, что можно сделать собственными силами и с малыми затратами. Не удивляет популярность этого пункта.
- специальные решения для руководителей – 22%
Валентина Писанова: Положение данного пункта в середине таблицы явно показывает баланс между "продвинутыми" руководителями и руководителями "старой" закалки, предпочитающими работать с бумагой.
Дмитрий Агафонов: Подтверждение еще одного тренда – использование руководителями современных средств анализа и планирования, что говорит нам также и о том, что руководящие должности все чаще и чаще занимают молодые, энергичные и «продвинутые» люди, адекватно и точно понимающие возможности современных ИС.
- подключение мобильных пользователей к бизнес-процессам - 20%
Дмитрий Агафонов: Границы вовлеченности в бизнес-процессы расширяются, добавляются новые инструмены и возможности, исключительно офисная работа теперь кажется уже чем-то уходящим в прошлое.
Валентина Писанова Этот пункт, как мне кажется, плотно связан с предыдущим. Мобильные решения перестают быть прерогативой руководства, их оценивают всё большее количество обычных пользователей. Мобильность - в принципе давняя и устойчивая тенденция.
- электронный обмен документами с контрагентами – 15%
Валентина Писанова: Очень приятно видеть данный пункт, пусть и на столь низкой позиции, но мне кажется она обусловлена относительной новизной вопроса. С учётом гос.поддержки, надеюсь позиции будут расти. Пока реальные ситуации на проектах показывают скорее неготовность полноценной работы в "электронке".
Дмитрий Агафонов: Приятно видеть, что доверие к этому каналу обмена постепенно растет, чему способствует и стремление обеспечить комфортность и безопасность данного вида взаимодействия на законодательном уровне, и взрывное распространение систем автоматизации работы с документами в компаниях совершенно разного масштаба
- потоковый ввод и штрих-коды для документов – 12%
Валентина Писанова: Позиция лично для меня, не понаслышке знающей работу секретаря, печальна. Понимаю, что решения, облегчающие труд руководителя, будут более популярны и чаще реализуемы, чем решения для тех, кто занимается рутиной. Могу предположить, что предлагаемые вендорами решения недостаточно удобны и не покрывают предъявляемые требования.
Самая большая проблема ИТ-отдела
Много мелкой рутины. Возросла нагрузка на ИТ-отдел. Планы не выполняются – 20%
Недостатки ИТ-архитектуры. Много недостатков в отдельных системах, нет общей картины – 17%
Дмитрий Агафонов: Да, с прискорбием приходится признать, ИТ-отдел в большинстве своем до сих пор является обслуживающим звеном, а не стретегическим. ИТ-отдел вынужден закрывать текущие бизнес-заказы и потребности в сжатые сроки, и затем «расхлебывать» нестыковки и узкие места.
Недостатки в бизнес-процессах. Нам видны проблемы в бизнес-процессах, но это не вотчина ИТ – 17%
Дмитрий Агафонов: ИТ, к сожалению, до сих пор не осознали себя в качестве бизнес-аналитиков и в какой-то степени даже советников в вопросах организации бизнес-процессов. Инициативу ИТ пока берет с неохотой - отчасти из-за отсутствия свободных ресурсов, отчасти из-за непризнания их пользы со стороны руководства. В этой ситауции ИТ может рассматриваться, как "эксперт-маршрутизатор" для внешних консультантов и исполнителей, который не только приведет к бизнес-заказчику, но и порекомендует, на что лучше обратить внимание при разговоре с бизнесом.
Недостатки ИТ-архитектуры. Много недостатков в отдельных системах, нет общей картины – 6%
Организационные проблемы. Пользователи жалуются на проблемы во взаимодействии с ИТ-отделом – 3%
Дмитрий Агафонов: «Говорить на одном языке» бизнесу и ИТ до сих пор сложно, но относительно низкий процент ответов в этой категории вселяет оптимизм: и бизнес вынужден втягиваться в сферу ИТ все глубже, и ИТ, в свою очередь, вынужден изучать предметные области, чтобы обрабатывать заказы со стороны бизнеса и точнее, и быстрее. А иногда ИТ-отделу приходится и направлять бизнес в ту или иную сторону, опираясь на эффективность решений именно для бизнеса, а не только и не столько на удобство обслуживания для себя.
Пользователи бегут впереди ИТ-отдела. Они несут свои «девайсы» и пытаются их использовать в работе или наоборот отвлекаются от работы – 3%
Дмитрий Агафонов: Некий «перегиб» прошлого пункта, который, впрочем, демонстрирует нам другую тенденцию: рынок уже повернулся лицом к бизнесу и старается по максимуму облегчить осваивание новых девайсов, программ и продуктов. А в это время ИТ-отдел «застрял» в сопровождении стремительно устаревающих продуктов.
Недостатки в ИТ-инфраструктуре. Расходы на ИТ растут, а бизнес требует реальных цифр отдачи, но облака и SaaS мы использовать не готовы – 2%
Дмитрий Агафонов: Логичное продолжение предыдущего пункта. Бизнес видит, как можно работать быстрее и проще, те же SAAS-модели работы с точки зрения бизнеса и удобнее, и эффективнее, и понятнее. При этом вопросы безопасности, отказоустойчивости и управления все увеличивающимися объемами данных по-прежнему остаются в ведении ИТ. Стоимость решения этих вопросов действительно растет, и обосновать технологическое сопровождение таких «удобств» со стороны ИТ-отдел становится все сложнее и сложнее.
Валентина Писанова: По ситуации в ИТ-отделах в целом соглашусь с Дмитрием. Специалисты таких отделов чаще расцениваются пользователями, как обслуживающие единицы широкого профиля. Очевидный и напрашивающийся вариант – структурное разделение ИТ-отделов, но к этому могут быть готовы только относительно крупные компании. В мелких компаниях ИТ-шникам придётся оставаться «многорукими Шивами», способными и картридж поменять, и архитектуру будущей ИС спроектировать.
Итоги
Дмитрий Агафонов: В целом за ответами в этом опросе я вижу, прежде всего, ориентацию рынка на потребности бизнеса, упрощение моделей работы и взаимодействия с конечным потребителем. Создание удобных интерфейсов работы, использование самых современных тенденций и в технологическом, и в информационном плане – с одной стороны, увеличение требований к аппаратно-программным средствам и средствам обеспечения безопасности – с другой.
Основная тенденция, как мне кажется, это «мобилизация» и организация удобства работы для руководителя. Я бы еще добавил использование личных гаджетов для работы с корпоративной информацией. Уровень взаимного проникновения сфер ИТ и бизнеса растет с каждым годом, при этом роль ИТ почему-то до сих пор недооценивается, чего не скажешь о роли бизнеса.
***
Уважаемые читатели, вы тоже можете высказать свое мнение в нашем опросе. Присоединяйтесь к обсуждению результатов в комментариях.
Комментарии 1
Неужели наши организации доросли до ИТ архитектуры?
У меня есть чем им помочь :-)