Выгоды среднего и малого бизнеса при переходе на ECM-системы
Может ли СМБ позволить себе электронный документооборот? Какой эффект получат при автоматизации процессов?
Развитие электронного документооборота (ЭДО) в России и странах СНГ – процесс быстропрогрессирующий и захватывающий. Причем захватывающий во всех смыслах: и в силу вау-эффекта от внедрения новых технологий, и с точки зрения охвата различных отраслей и направлений деятельности.
Исторически считалось, что классические системы электронного документооборота (СЭД) закрывают задачи только делопроизводства и предназначены для повышения эффективности бизнес-процессов крупных компаний – предприятий или структур с большим количеством сотрудников. Однако прогресс не застыл на месте и современные СЭД не ограничиваются только задачами канцелярии, они полноценно закрывают задачи управления корпоративным контентом (ECM): организация единого электронного архива, согласование и подписание договорных и финансовых документов, подготовка к налоговым или аудиторским проверкам, контроль исполнительской дисциплины и т.д.. Список процессов и документов, которые можно перевести в электронный вид, ограничен лишь желанием и бюджетом заказчика.
Может ли СМБ позволить себе электронный документооборот
Рынок ECM/СЭД находится в постоянном поиске новых решений для растущих запросов крупного бизнеса. Многие решения, которые были прогрессивными 10 лет назад и стоили заоблачных денег, стали стандартными, «коробочными» продуктами для большинства компаний-вендоров. Этот факт не мог не повлиять на снижение стоимости решений, а значит и на доступность электронного документооборота для компаний малого и среднего бизнеса.
С доступностью систем разобрались, но остается открытым другой вопрос – действительно ли электронные документы принесут выгоду СМБ? Какие могут быть сомнения:
● бумаги используется не так уже и много, будет ли экономия существенной?
● все сотрудники сидят в одном помещении, долгих согласований нет, так для чего переходить на электронный документооборот?
Компании малого и среднего бизнеса, как никто другой, заинтересованы в максимальной эффективности и прибыльности бизнеса. Сегмент ориентирован на получение быстрой прибыли, при этом запас прочности для жизнедеятельности компании сильно ограничен. Все лишние расходы принято сокращать или оптимизировать.
Поскольку конкуренция в сегменте СМБ максимально плотная, то основными факторами, влияющими на эффективность и прибыльность бизнеса, являются оперативность и качество работы. Кто быстрее и качественнее обслужил контрагента (в b2b, b2c-сферах), тот и забирает прибыль. Чтобы быть быстрее и качественнее, нужны эффективные решения, одно из которых – автоматизация внутренних процессов и в том числе работы с документами. И не обязательно документы должны сопровождаться делопроизводителем, как в крупных компаниях. В среднем бизнесе больше ответственность на каждого сотрудника, но и больше хаоса в работе с различными рабочими документами. А вопросы исполнительской дисциплины, контролируемости процессов в какой-то момент могут стать узким местом успешного развития компании.
Читайте также Рекомендации по выбору СЭД для среднего и малого бизнеса (СМБ) Интерес к облачным решениям растет – подтверждено отчетами агентств и российской статистикой |
Какой эффект получает СМБ при автоматизации процессов
Разработчики СЭД/ECM выдают многообразие предложений по составу ПО, предоставляемых услуг и, как следствие, стоимости. Фактически, сегодня любая компания может подобрать себе систему, исходя из своих конкретных задач и возможностей.
Контроль деятельности сотрудников
Одним из наиболее важных аспектов работы руководителя является контроль над деятельностью организации. Если совсем просто – нужно контролировать дисциплину сотрудников. Руководитель ежедневно решает множество задач и не всегда запоминает или записывает выданные поручения, не говоря уже о том, чтобы заняться «подбивкой» статистики за прошедшие периоды.
В СЭД/ECM руководитель сможет не только выдавать поручения и ставить конкретные сроки, собирая статистику по лучшим сотрудникам и «отстающим», но и сможет увидеть общую картину сверху – какие подразделения или сотрудники перегружены, а где еще есть свободная трудоемкость.
Прозрачность согласования и контроль над процессами
В системах электронного документооборота удобно контролировать процессы, местонахождение документов и факт выдачи оригиналов сотруднику или контрагенту. Документ не может просто потеряться, а сотрудник не сможет затянуть работу по документу. В системе всегда можно увидеть, на каком этапе рассмотрения находится документ или у какого контрагента документ ожидает подписания
Единообразие шаблонов документов и исключение человеческого фактора
С внедрением СЭД/ECM в компании появляется единая цифровая среда взаимодействия с единой базой документов, шаблонов и контрагентов. Единые шаблоны для разных видов документов сокращают время на их создание и проверку корректности оформления. Автоматическое заполнение реквизитов контрагента в документе не только сокращает время, но и исключает ошибки.
Контроль над целостностью архива
Часто компании начинают проекты с организации электронного архива из необходимости наведения порядка и сокращения времени на поиск. За счёт этого снижается риск потери и бумажных оригиналов. К тому же, отпадает необходимость в хранении папок с документами на столах, в шкафах, не нужно выделять отдельные помещения со стеллажами.
Продолжая тему хранения, надо сказать о возможности контроля целостности архива всех финансово-хозяйственных документов организации, которые могут в том числе понадобиться для судебных споров. Используя понятные и удобные инструменты контроля, бухгалтерия сможет быстро и качественно подготовить отчётность для налоговой службы, не нарушая сроков представления документов, тем самым избегая штрафных санкций.
Возможность работать удалённо и экономить свое время
Удаленный доступ к рабочей информации и документам, в том числе через мобильные приложения, экономит время как сотрудника, так и руководителя. Если раньше процессы тормозились из-за отсутствия сотрудника на рабочем месте, могло затянуться согласование и подписание договора, то сейчас, имея удаленный доступ, деятельность компании не останавливается и риск потерять сделку из-за длительного согласования сводится к нулю.
Гарантированная доставка документов
Курьеры, которые перевозят килограммы бумаги из офиса в офис, уже пережиток. Ни почта, ни факс не могут решить вопросы быстрой доставки деловой корреспонденции. Гораздо удобнее получать и отправлять электронные юридически значимые документы.
Сервисы обмена электронными документами (сервисы ЭДО) позволяют практически мгновенно обмениваться и подписывать любые документы с гарантией юридической значимости. Используя сервисы ЭДО, компания исключает риск потери документов, снижает расходы на их пересылку, а время доставки снижается до нескольких минут. И поскольку мы говорим про СМБ-рынок, даже экономия на безбумажной отправке документов может быть существенная. Многие вендоры предлагают уже интегрированную связку СЭД и сервисов ЭДО.
Читайте также |
Подводя итог
Список решаемых задач и выгод использования ЭДО можно продолжать ещё долго, мы рассмотрели лишь верхушку айсберга.
Многие представители СМБ переходят на электронный документооборот не только потому что у них есть сформулированные задачи, но и потому что «держат нос по ветру». Думая о будущем, бизнес не может игнорировать современные инструменты. Использование вёсел неэффективно для пересечения океана, также как использование бумаги будет неэффективно для покорения новых вершин.
Читайте также Как в малом и среднем бизнесе выстроить эффективную систему управления. Мнения экспертов ECM-решение для малого и среднего бизнеса: когда нужно и что собой представляет |
Комментарии 3
Отличная статья, спасибо, всё по делу. Но хотелось бы немного углубиться. Всё-таки внедрение ECM-системы (или любой другой ИС) - это не панацея для решения проблем СМБ. Нужно менять в том числе модель взаимодействия сотрудников. Что имею ввиду?
Помимо внедрения ECM-системы, для решения перечисленных проблем СМБ нужно существенно изменять стиль работы сотрудников и руководителей. Вместо короткого звонка сотруднику или поручения, выданного "на ходу", нужно формулировать задания в системе (либо самому руководителю, либо его помощнику, что здесь не очень принципиально), а значит нужно изменить "стиль" выдачи заданий и поручений. Сдвинуть его (стиль) в сторону большего формализма, если позволите. Да, для каких-то более или менее объёмных поручений формализация так или иначе существовала и до внедрения системы, но после потребность в ней несравнимо выше. Иначе получить какую-то внятную статистику по исполнительской дисциплине будет очень непросто. Здесь я умышленно не касаюсь "технических" деталей выдачи поручений (оформление в системе, контроль исполнения и т.д.), хотя и тут есть над чем поразмышлять.
Тоже самое касается и работы с бумажными оригиналами документов (контроль нахождения, учёт и т.п.). Чтобы это всё заработало, нужно менять модель взаимодействия. Корректно вести журнал, чётко определять ответственных за документ и т.д., что далеко не всегда есть в компаниях до внедрения ECM-систем.
Обобщая можно сказать, что внедрение современной ECM-системы в компаниях среднего и малого бизнеса - это первый большой шаг в сторону формализации и прозрачности процессов работы с контентом в компании, который влечёт за собой глубинные изменения в самом стиле взаимодействия сотрудников. И именно от готовности сотрудников и руководителей меняться во многом зависит практическая польза от внедрения ECM-системы.
Добрый день,Константин!
Благодарю за статью! Вы очень емко описали ситуацию в идеальной картине мира, когда представители малого и среднего бизнеса подбирают СЭД после того, как четко осознают свои "конкретные задачи и потребности".
Все работает прекрасно, когда мы действуем согласно описанному алгоритму: " появилась проблема - осознали потребность - выбрали СЭД - наслаждаемся полученными эффектами". Но в конце статьи мое внимание привлекло следующее:
Не кажется ли Вам, что многие представители СМБ переходят на СЭД только потому что держат "нос по ветру"? Они могут подходить к выбору не так осознанно. Знают, что в других компаниях используется какая-нибудь система и покупают ее себе, не задумываясь о применимости ее инструментов в своей работе. Продолжая Вашу красивую метафору, "Использование вёсел неэффективно для пересечения океана", но и крейсер неэффективен для изучения популяций глубоководных рыб.
Проблема осознанного выбора СЭД стоит особенно остро для компаний малого и среднего бизнеса, поскольку они стремятся максимально сократить издержки. Выбор неподходящей системы может привести не только к увеличению затрат, но и к повышению недовольства сотрудников, которых руководитель просит "граблями выкопать картофельное поле".
Иными словами, я совершенно согласна с утверждением о том, что
но очень важно, чтобы эти инструменты подбирались обдуманно.
Анна, а что нужно сделать, чтобы инструменты подбирались обдуманно?